Цены на топливо в нашем регионе существенно упали, но эксперты называют ситуацию на нефтерынке очень нестабильной. Владельцы АЗС опасаются, что скоро на харьковских заправках выстроятся очереди – на оптовом рынке очень мало предложений по продаже бензина. Возможно, проблему решит Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, который на этой неделе наконец-то начнет работать после полуторамесячного ремонта.
Начало падения цен или временная передышка?
Жизнь стала лучше, жизнь стала веселей, по крайней мере, у автомобилистов. На харьковских АЗС вслед за всей страной поспешили выполнить договоренность между нефтетрейдерами и Кабмином и снизили цены на бензин на 40 копеек за литр. Вчера наших любителей как роскоши, так и средств передвижения радовали небывалые сочетания цифр на щитах у заправок: 95-й бензин продавали по 5,20, 92-й – по 5,00, 76-й – по 4,80, дизтопливо – по 5,70.
Это только начало падения стоимости топлива, считают в Кабмине, и оптимистично обещают, что до 1 декабря цены на бензин должны рухнуть на целую гривню. Однако с этими оптимистическими заявлениями не совсем согласны владельцы заправок.
- Снижение стоимости бензина произошло не потому, что так захотели чиновники. Для этого есть объективные причины – такие, как падение цены на нефть, - говорит эксперт нефтерынка Виталий Юрьев. - Но учитывая, что расчеты за «черное золото» производятся в долларах, многое будет зависеть от валютного курса. Если гривна начнет падать, то цены на топливо будут расти. Конечно, многое зависит и от мировой стоимости нефти. Пока пожелания премьер-министра совпадают с возможностями рынка, но как будет развиваться ситуация дальше, непонятно.
По мнению различных экспертов, прогноз динамики цен на бензин и дизельное топливо на ноябрь 2008 года получается следующий. Если валютный курс доллара будет не выше 6 гривен и цена на нефть стабилизируется на сегодняшнем уровне, то стоимость 95-го бензина может упасть до 5 - 5,1 гривны. Но если американская валюта подскочит хотя бы до 6,30-6,50 грн, то дальнейшее падение цены на топливо будет под вопросом.
Качество улучшится
Еще одну проблему – нехватку отечественного топлива, - возможно, решит второй по мощности в Украине, Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Полтора месяца назад деятельность предприятия была приостановлена для исследования и замены оборудования. Одна из целей переоснащения завода – улучшить качество производимого топлива.
- На режим НПЗ планирует выйти 8 ноября, - сообщил заместитель директора департамента общественных коммуникаций ООО «ТНК-ВР Коммерс» Дмитрий Зверев. - Если все пройдет согласно намеченным планам, то нам удастся существенно повысить качество продукции, в том числе производить дизтопливо по стандартам Евро-4.
Конечно, приблизить качество бензина к западному крайне сложно. Но в любом случае отечественные производители в последнее время начали большее внимание уделять улучшению качества топлива. А значит, у харьковчан появилась надежда на топливо не только более дешевое, но и качественное.