Загрузить еще

Его таланту Шаляпин и Лысенко аплодировали стоя

Его таланту Шаляпин и Лысенко аплодировали стоя

Биография этого украинца напоминает необычайно захватывающий роман, в котором есть все – герой, наделенный всевозможными талантами, враги и завистники, неземная любовь и драматическая развязка. Тем не менее о судьбе харьковчанина, известного бандуриста, писателя, режиссера Гната Хоткевича сегодня не пишут поэмы и не снимают кино. Земляки знают о  нем по-прежнему очень мало. 

В детстве переводил Гоголя на украинский

Впервые огромную харьковскую родню маленький Хоткевич сильно удивил в шесть лет - он написал серию небольших рассказов «Драмы из жизни разбойников». Смешные и наивные, они отличались простотой слога и сюжета. Пройдет совсем немного, и школьник Хоткевич засядет переводить «Мертвые души» великого земляка Гоголя на украинский.

- Переломным моментом для него стала встреча с кобзарями-бандуристами, которые сумели заинтересовать шустрого паренька игрой на народном инструменте, - рассказывает сотрудник литературного музея Анна Зеленская. - Он сам начал учиться игре и быстро освоил. Всего полгода - и Хоткевич удивил родных новыми талантами - сам смастерил инструмент и в семнадцать лет поехал выступать в Полтаву. Своим виртуозным выступлением он поразил даже видавшего виды Николая Лысенко.

Юному бандуристу уже во всем мире композитор аплодировал стоя. Спустя годы услышит бандуру Хоткевича и Федор Шаляпин и тоже поднимется с места, чтобы рукоплескать виртуозу. «А потом было знаменитое выступление отца вместе с ансамблем слепых бандуристов на 12 археологическом съезде, - рассказывает в своих воспоминаниях дочь Галина Хоткевич. - Это было неожиданно, слепые бандуристы никогда не играли вместе. Отец руководил». Сам Хоткевич вспоминал, что после выступления коллектива зал притих, потом взорвался аплодисментами, и публика долго не хотела отпускать музыкантов.

- Несмотря на явно выраженные гуманитарные способности, Гнат сознательно пошел осваивать техническую специальность. На «отлично» окончил политехнический институт, а его дипломная работа просто стала научным открытием – будущий писатель разработал оригинальный проект четырехцилиндрового паровоза. После института Хоткевич пять лет проработал по специальности - инженером на железной дороге. Но все это время не оставлял мысль о театре. Создал аматорский в Дергачах, где ставил пьесы украинских драматургов. А потом организовал новый театр, в котором играли рабочие разных заводов. В постановках участвовали 150 непрофессиональных актеров, это был первый рабочий театр в стране и самый большой аматорский в империи.

Рискнул сняться в патриотическом кино

Наверное, эти годы были самыми спокойными для Хоткевича. В 1905-м он вынужден покинуть родной Харьков, его преследовала полиция, подозревая в организации массовых беспорядков на заводе. Эмигрировать подальше от царского режима - на Галичину - ему помогает Леся Украинка, с которой Гнат познакомился в Харькове, в доме ее дяди.

- Вдали от родных мест Хоткевич продолжает творить, его неуемная энергия направлена на написание рассказов, здесь он создает «Опришки», «Олексу Довбуша», «Каменную душу», - продолжает рассказ Анна Зеленская. - Не остается в стороне и от жизни театральной. Хоткевич собирает уникальный коллектив актеров, и они даже начинают гастрольную деятельность. Театр был настолько популярным, что, возвращаясь из европейского турне, труппа знаменитейшего уже в то время МХАТа принимает приглашение Хоткевича и приезжает в небольшой городок Криворовны, где жил Гнат, и дает спектакль.

- Отец придумывал что-то постоянно! - вспоминает дочь писателя Галина. - Еще когда руководил издательством, он издал азбуку для игры в слова. Это была настоящая игра – нужно было вырезать картонные буквы, аккуратно их клеить, и так играть. У нас дома этой азбуки было очень много, по ней все дети и выучились - писать, читать.

Пройдет еще много лет в тяжелой борьбе и гонениях. Хоткевич вернется в родной Харьков, купит дом в поселке Высоком, женится в третий раз. И все это время будет создавать шедевры – музыкальные, литературные и даже киношные.

В 1936 году на Одесской киностудии снимали «Назара Стодолю». В масштабной постановке были задействованы известные украинские актеры Наталия Ужвий, Александр Сердюк. А вот на роль слепого бандуриста режиссер Георгий Тасин пригласил Хоткевича, с которым познакомился в Харькове. Режиссер был очарован талантом бандуриста. Шестидесятилетний Хоткевич с удовольствием принял предложение сыграть в таком патриотическом фильме и отправился в Одессу. Для Гната, который уже в то время был под надзором, это было очень рискованно, но он тем не менее согласился.

- В фильме есть сцена свадьбы. Открываются двери, и вводят бандуриста, ведут к столу, наливают рюмку, он затягивает грустную песню, а потом - веселую, - рассказывает Галина Гнатовна. - Отцу закрыли глаза марлей, но он все равно видел струны и играл. Мама рассказывала, что там была сцена, в которой отец играл старинную свадебную песню, а все веселились. И вдруг он обратил внимание, что на столе сдвинулась скатерть. Тогда он в перерыве потянулся ее поправлять, как раз в этот момент навели на него камеру, так вот и вышло - слепой бандурист, а скатерть заметил.

«За отцом пришли ночью»

Находясь на пике своих творческих сил, Хоткевич работал над трилогией о Тарасе Шевченко. Когда за ним пришли люди в форме, в доме все спали, а он писал одну из глав. Скорее всего, Хоткевич знал, что это произойдет – он уже давно был под присмотром советских спецслужб. Писателя обвинили в буржуазном национализме, запретили печататься, выступать с концертами и преподавать.

«За отцом пришли ночью, машину оставили на дороге. Просто на улице было много снега, потому что улицы от снега никто не чистил, - пишет в своих воспоминаниях Галина Хоткевич. - Их было трое, делали очень тщательный обыск. Нас с братом разбудила мама, что-то очень коротко сказала, расспрашивать мы не решились. Отец нас поцеловал и ушел. Когда все вышли, начал сильно рычать наш пес Рябко, кидался и гавкал. А потом побежал, и его гавканье все дальше слышалось. Утром соседи нашли его застреленным…»

Галина Гнатовна вспоминает, что мама каждый день ездила в Харьков, ждала встречи с отцом. Сведения о нем были минимальны. Тогда женщина написала множество писем – Тычине, Хрущеву, Берии. Ответа на них не было.

- Хоткевича не стало 8 октября 1938 года, - рассказывают в литмузее. - Его расстреляли в подвале дома на улице Чернышевской, где располагалось управление НКВД, здание сохранилось до сих пор. Известно, что до этого у него был другой приговор – «ехать на Север», но почему-то планы поменялись. Реабилитировали Хоткевича почти через двадцать лет. После этого стали переиздаваться его произведения: рассказы, пьесы, вышли и воспоминания о нем друзей и родных. А в 1997-м домом Хоткевича в Высоком, где на тот момент проживали четыре семьи, заинтересовались местные власти. Людей расселили, и в помещении создали квартиру-музей, которую открыли десять лет назад.