18 ноября
Загрузить еще

Эдуард Безродный: «Моя цель – подойти к актерству со всех возможных сторон»

Эдуард Безродный: «Моя цель – подойти к актерству со всех возможных сторон»

Известный актер и режиссер рассказал о новом спектакле, ближайших задумках и просто о жизни. Актер, драматург, художник-декоратор, режиссер. И все у него получается одинаково хорошо и творчески. В чем же секрет этого широко одаренного человека? Он предполагает, что в имени, ведь Эдуард Безродный по сути своей - парадоксальное сочетание.

А мог быть Лебедевым… 

- Эд, ты с детства хотел стать актером?

- Недавно был на встрече выпускников. Мне девочка показала анкету, которую она сохранила у себя со второго или третьего класса. И там, где меня спрашивали, кем хочу стать, было написано «актером малого театра». Почему малого? Наверное, в детстве я думал, что большой – это слишком нескромно. Мне хотя бы малый – и то хватит.

- А родители имели отношение к театру?

- В моем роду есть один великий актер - это Евгений Лебедев, мой родственник по дедовой линии. Деда звали Алексей Лебедев, он был военным врачом и в Питере попал в плен. А пленных после войны расстреливали. И так получилось, что папа родился, когда его отец был уже мертв.

Родственная связь с Лебедевыми нарушилась. Бабушка, чтобы не преследовали семью, осталась жить в Украине и оставила нам свою девичью фамилию – Безродная. А так был бы Лебедевым. Но Лебедевы уже есть великие, а я пусть буду Безродным. Мне эта фамилия, по-моему, счастье приносит. Я думаю, что она тоже говорит о моем искусстве и о моем театре. С именем сочетание интересное, парадоксальное. Эдуард переводится с немецкого как «охраняющий наследство». Получается: тот, кто не имеет наследства, охраняет его. Мне нравится сочетание: кажется, что я какое-то высшее наследство охраняю, - не то, которое передается, а космическое.

Мистика да и только

- Ты закончил актерский факультет нынешнего университета искусств. А как пришел в режиссуру?

- В 2000 году у меня родилась идея поставить спектакль. Он назывался «Пугачев» (по Есенину). Мы получили хорошие отзывы. Все увидели, что у меня получается, стали делать заказы, один спектакль - «Весна-а-а!» - Жолдак спродюсировал. И так пошло-поехало.

- Твой новый спектакль «Чичиков и Ко» состоится 16 ноября на большой сцене театра им. Шевченко. Как возникла идея работы с Гоголевскими «Мертвыми душами»?

- Идею спектакля мне подсказал актер Львовского театра им. Леся Курбаса Олег Степанов. Он хотел участвовать в постановке со мной вдвоем, чтобы один играл Чичикова, а другой - всех помещиков. Но он уехал, идея не реализовалась, однако не давала мне покоя. И я стал писать пьесу, время от времени возвращался к ней и закончил за шесть лет.

- Почему впервые ее показали именно в Германии?

- Есть такой замечательный продюсер Андрей Огнев, живет в Мюнхене и делает театральный фестиваль «ЮЛА». Этот фестиваль собирает молодых представителей неудобного искусства. Вот они приезжали в Украину и смотрели разные театры. Увидели мою «Радиоточку» и пригласили. Потом Андрей Огнев предложил мне сделать что-нибудь, чтобы показать в Германии. И тут я вспомнил о «Чичикове». Меня очень привлекла возможность репетировать в старинном замке Обертрубаш. «Мертвые души» считаются самым загадочным произведением Гоголя, и репетиции в абсолютно изолированном пространстве, в мистической атмосфере помогли создать нужный дух. Там состоялась и премьера.

- С привидениями познакомились?

- Призраков не видели, но мистики в спектакле предостаточно и без них…

- ???

- В данный момент я репетирую с Жировым, хотя премьеру в Германии играл Жарков. Для меня очень важно, чтобы в фамилии актера были буквы «ж» и «в»... Дело в том, что в Харькове на роль Чичикова планировались три актера. В течение одной недели они один за другим попали в ДТП. И тогда я решил, что нужно «ж» и «в» - Жиров.

Но были и хорошие знаки - когда мы работали в замке, всем почему-то снились очень хорошие сны. И самое главное, первая репетиция, по совпадению, состоялась в день рождения Гоголя – 1 апреля.

- Чем еще, кроме актеров, будет отличаться харьковская премьера?

- То, что мы показали в Германии маленькой группе эмигрантов, - это наброски, эскиз к спектаклю. Здесь же будет полноценная постановка.

Перевоплощение без костюмов

- Кого ты играешь в спектакле?

- Всех помещиков - Собакевича, Коробочку, Манилова. Но в какой-то момент я почувствовал, что мне необходимо смотреть за процессом со стороны, а не творить образы. Поэтому и назначил на свою роль Евгения Романенко, в премьере будет играть он. А я хочу довести до конца свое дело как режиссер. Не имею права после гран-при моей «Радиоточки» в Мюнхене сделать хуже. Ну а уже в четвертом-пятом спектакле сыграю сам.

- А твоя жена и по совместительству коллега, Мая?

- Она играет роль жены всех помещиков. Я хочу добиться, чтобы от сцены к сцене актеры перевоплощались без помощи костюмов и грима.

Зрители спектакля в Мюнхене говорили мне: «Просто мистика: в одной сцене ты такого роста, а в другой - на две головы выше, стал какой-то большой, будто одел обувь на каблуках». А Владимир Маляр, народный артист, он играет у меня Селифана, в течение спектакля на глазах у зрителей несколько раз молодеет и стареет на 15 лет безо всякого грима. Ставить актеру такую задачу нетактично, но Маляр - профи!

- Это достижения твоей системы обучения актера?

- Да, надеюсь, что в ближайшем будущем я найду время и смогу издать ее в виде брошюры. Если кратко о ней рассказать... Кино сослужило театру дурную услугу: театр стал искусственным, состояние и поведение театрального актера стало слишком пафосным, умозрительным. И я понял, что выжить современный театр может только в том случае, если актеру театральному играть абсолютно документалистично, как в кино, но при этом оставить гиперболизированность, чтобы он был слышен на 20 ряд. Вся моя система работы с актером посвящена этим двум несовместимым вещам.

Все украинцы – панки 

- Я где-то читала, что ты член гильдии режиссеров Украины...

- Самое интересное, что такой гильдии не существует. Просто какие-то ошибки попадают в Интернет. На самом деле существует гильдия драматургов. Меня приняли туда недавно.

- Ты не думал издаваться?

- С чисто коммерческой стороны я хочу сначала обкатать мои пьесы, собрать деньги за билеты, а когда пройдет время, постараюсь издать книгу. «Радиоточку» уже два года катаю. В ближайшее время я буду ее показывать в Киеве и Москве.

Кроме того, сейчас я готовлю новую пьесу «Вечная юность Максима» - об украинской панк-культуре. Спектакль будет похож на «Радиоточку». Статичный, без всяких декораций, минимум средств - максимум текста и информации. Я уже заканчиваю работу над ней, и после премьеры «Чичикова» хочу сразу сыграть ее. Пьеса о том, что все люди в Украине – это панки. То, как мы живем, то, в какие условия поставило нас наше правительство, система можно назвать только одним словом – панк. Я смотрю вокруг и вижу только панков. После  долгого пребывания в Европе, у меня открылись глаза.

Но в первую очередь, я - актер. И то, что занимаюсь еще и режиссурой, написанием пьес, созданием декораций – все это моя игра. Даже когда я рисую картину играю. Моя цель – подойти к актерству со всех возможных сторон. Поэтому буду писать музыку, буду оформлять спектакли, буду изучать философию. Все, к чему может прикасаться профессия актера, я буду обязательно делать.