Корреспондент «КП» провел несколько часов за кулисами Харьковского цирка в день открытия 125-го, юбилейного сезона. Даже когда здание цирка только показалось на горизонте, стало очевидно – сегодня будет аншлаг. Площадь едва вмещала всех желающих: здесь собрались любители цирка всех возрастов - от трехлетних малышей, лакомящахся сладкой ватой, до пожилых семейных пар, которые, поддерживая друг друга под руку, пришли в цирк, чтобы вспомнить молодость.
На входе гостей радушно встречал директор цирка Алексей Житницкий:
- Заходите! У нас сегодня праздник!
Во фраке, с бабочкой, с доброй улыбкой из-под усов... Радушный хозяин выглядел именно таким, каким представлялся директор цирка в детстве, - добрым волшебником, который знает все секреты и умеет творить чудеса!
«Одна неловкость может закончится печально»
Каждому из нас хоть раз в жизни доводилось сидеть в зрительских рядах цирка. Кто-то был тогда совсем маленьким, кто-то водил на представления своих детей. Но мало кому удавалось попасть за кулисы и увидеть, как же на самом деле артисты готовят номера, которые заставляют нас то замирать от ужаса, глядя на аккробатов и канатоходцев под куполом, то хохотать до упаду, наблюдая за клоунами. На самом деле там, за занавесом - длиный коридор, который заканчивается большой площадкой. Отсюда можно пройти в конюшни,вольеры со львами и слонами. Неподалеку находятся служебные помещения: для артистов – гримерные, спортивно-репетиционный зал, дирижёрская и нотная комнаты, для животных – собственная кухня и душевая.
Атристы за кулисами сосредоточены и серьезны. Здесь все организованно, упорядоченно, все на своих местах. Пока с арены раздается немного приглушенный кулисами и шумом зрительского зала голос конферансье, к своему выходу уже готовятся воздушные акробаты. Они натирают запястья тальком, и настраивают себя, чтобы, оказавшись в воздухе, не потерять уверенность и внимательность.
- Каждое движение имеет значение, - рассказывает акробатка Наталья Бабаева. - В нашей профессии одна-единственная неловкость может закончиться очень печально. Конечно, есть страховка, но лучше всего – умелые и крепкие руки партнера.
Обезъяна Рональд любит позировать фотографам
Клоун Николай Ермаков готовит к выходу своих четвероногих питомцев. Среди разношерстной собачьей братии особенно выделяется большой пушистый рыжий пес.
- Это наш старожил, - рассказывает Николай Николаевич, - королевский пудель Бабай. В цирк он попал еще щенком. И всю свою жизнь работает для зрителя. Он – наша гордость. Но мы очень дорожим каждым нашим артистом, - улыбается клоун, гладя остальных взволнованных собак.
Готовность общаться с людьми у цирковых животных – стопроцентная. В этом меня лишний раз убедила дрессированная обезьянка Рональд. Завидев фотоаппарат, он начал тут же позировать, улыбаться.
- Он это дело любит! – заметив «модель», смеется уборщица. – Как только видит, что на него внимание обращают, так сразу на него «звездная болезнь» нападает!Очень любвеобильный и требовательный!
«Школьные задания делаю в перерыве между репетициями»
В общей суете и смене цирковых лиц мое внимание привлек мальчик лет девяти - десяти, который прогуливался за кулисами в огромных клоунских ботинках и ярком костюме.
- Меня зовут Артем Аверюшкин. Я в цирке – сколько себя помню. Мама меня даже родила на гастролях в Японии, - отрапортовал ребенок. - Мне здесь очень нравится, но кроме работы в цирке, я и учиться в школе успеваю. Беру задание домой, выполняю его в перерывах между выступлениями и репетициями, учу, а потом пишу контрольные – и все.
В разговор включается папа-клоун - с большим красным носом и смешной прической:
- Артемка - мой младшенький, а вот и старший, в свою честь назвал Андреем, - глава династии клоунов подзывает явно засмущавшегося крепкого молодого парня. - Вся наша семья работает в цирке. Вот и жена моя, мама наша, - смеется Аверюшкин-старший, - Ольга Александровна.
К нашей компании подходит красивая женщина с обворожительной улыбкой:
- Ну что, вы уже успели познакомиться с моими мальчишками? – приветливо улыбаясь, спрашивает она.
- Она раньше воздушной гимнасткой была, - рассказывает Аверюшкин-старший. - А теперь ушла на пенсию по выслуге лет. Но из цирка уходить не захотела, вот и взялась дрессировать хорьков.
- У меня, между прочим, отлично получается! Они послушные. Своенравные, конечно, но очень умные. Когда надо, даже на клички отзываются! – гордится питомцами начинающая дрессировщица.
Медведи и слоны страшнее львов
Самым удивительным и захватывающим «закулисным» зрелищем оказалась подготовка к выходу бурых медведей. Косолапых выводили «на старт» по одному на коротком и крепком поводке и пристегивали к массивной цепи, натянутой мужду старых цирковых колонн, на расстоянии полутора метров друг от друга.
- Отойдите подальше! Соблюдайте безопасное расстояние! – предупреждает охранник. – Вы знаете, что медведи и слоны – это самые опасные животные, с которыми работают в цирке. Вот лев, например, если разозлится, и решил вами закусить, то это намерение у него перед нападением буквально на морде написано: он сразу хохлится и скалится, начинает размахивать хвостом. А по поведению медведя его настрой не определишь – он всегда внешне вроде бы спокоен. Но если, не дай Бог, даст лапой, 80 % вероятности, что человек не выживет. Со слонами – та же история.
Но в этот раз почти все мишки вели себя хорошо – видимо, в честь праздника решили не безобразить. Но вот один потапыч - самый крупный - все время пытался освободиться и что-то громко ворчал себе под нос.
Если честно, мишку было жалко. Он был похож на каторжанина – прикрепленный к этой толстой суровой цепи, все время переминающийся с лапы на лапу и раскачивающийся из стороны в сторону… Пытаясь его успокоить, один из работников цирка подошел дать мохнатому сухарик, и медведь, как бы прося о помощи, поднял вверх свою огромную лапу и застонал.
И все же, когда бурые хищники выходили на манеж, зал замер от восторга. Ведь на арене медведи не жалуются - там они работают.
Датой отсчета истории Харьковского цирка принято считать 1883 год, когда братья Никитины (основатели Московского цирка) поставили на одной из площадей города деревянную арену. После харьковская труппа неоднократно меняла места обитания. В последнее здание харьковские артисты окончательно переселились в 1977 году.
Радиус циркового манежа – 13 метров.Несмотря на несчастливое число, артисты цирка очень уважают свою арену. Плохой приметой у циркачей считается поворачиваться к манежу спиной. Еще одна интересная традиция: после выхода на арену, каждого, кто отыграл свой номер, поздравляют словами: «С началом!»