Загрузить еще

Студентам нет места в студенческом городе

Студентам нет места в студенческом городе

О подселениях, бараках, комендантах, а также о перспективах общежитий, мы общались со студентами, дирекцией студгородков и чиновниками. Харьковские общаги распирает от студентов. Их стало слишком много за последние несколько лет. Удивительно, но несмотря на демографический кризис и постоянное уменьшение числа выпускников местных школ, харьковские вузы продолжают расширяться и открывать новые специальности. Новые специальности – значит, новые студенты. Естественный прирост идет, как правило, за счет приезжих. Но чтобы принять столько иногородних студентов, нужно каким-то образом увеличивать площади для их поселения. И вот тут каждый вуз выкручивается по-своему. Наиболее «зажиточные» умудряются строить новые общежития за собственные средства – жаль, но такими успехами могут похвалиться только единицы. Большинство же университетов и институтов идут двумя другими путями: или набивают в маленькие комнатушки общаг по четыре-пять человек, или с сомнительными успехами пытаются выпросить у Министерства образования дополнительные помещения.

Уплотнять дальше уже некуда

Сегодня в Харькове 161 общежитие, все они вместе рассчитаны на 60 тысяч проживающих. Кажется, этого более чем достаточно, но на деле оказывается - нет. С каждым годом в городе растет количество приезжих абитуриентов. В студенческом городке НТУ «ХПИ», например, ежегодно прибавляется по 100 - 150 новоселов. По словам Владимира Зимненко, директора студгородка «Политеха», еще несколько лет назад комнаты в общежитиях пустовали. А сегодня приходится уплотнять: селят не по два-три, а по четыре человека в комнату.

- Это нарушение, но нам ничего не остается. Зато мы можем сказать, что ни один человек не остался за бортом - всех поселили. Более того, вуз смог ввести в эксплуатацию еще одно общежитие на Студенческой, в котором после капремонта поселили иностранцев, - говорит директор.

По словам директора студгородка Харьковского автомобильно-дорожного университета Татьяны Ясинской, если раньше в вуз ежегодно приходило около 500 иногородних студентов, сегодня их число приближается к тысяче. В шести общежитиях, рассчитанных на 2,5 тыс. человек, фактически живет около трех тысяч студентов.

- Приходится селить по четыре человека в комнату. Но нас спасает то, что с сессией происходит «усушка», как я ее называю, - некоторые отсеиваются, некоторые находят квартиры, - объясняет директор студгородка.

С подселением борются грязными носками

Уплотнение, само собой, нарушает все мыслимые санитарные нормы. Как рассказал врач отдела коммунальной гигиены областной СЭС Николай Литвиненко, саннормы допускают поселение не более трех человек в комнате, при этом на каждого студента должно приходиться не меньше шести квадратных метров. Впрочем, в отдельных случаях в общежитиях училищ и ПТУ разрешается довести число «сокомнатников» до четырех человек.

Тем не менее, процесс, как говорится, идет. Причем даже большими темпами, чем те, в которых признаются официальные лица. По словам самих обитателей харьковских общаг, в  «трешки» подчас пытаются подселить не только четвертого, но и пятого жильца! Студенты рассказывают о своих проблемах охотно, но все, как один, просят не называть фамилию и уж ни в коем случае – не фотографировать. «Мы не хотим неприятностей», - аргументируют молодые люди. Их легко понять, учитывая давешние традиции нашей страны, которые еще с советских времен завещают всем официальным лицам тщательно скрывать все промахи, нарушения и проблемы.

- В наших комнатушках и троим тесно, а если селят пятерых?! - возмущается студент одного из харьковских вузов Сергей. - Вообще не проберешься! Так что старшекурсники придумали: перед приездом «желторотиков» с родителями по всей комнате разбрасывают бутылки, грязные носки, всякий хлам, и ни один новичок не остается жить в таком свинюшнике. Очень удобно!

А вот подселяемым не очень удобно. Тем более, что за право «уплотнить» кого-то приходится раскошелиться.

- В этом году я поступила на первый курс филфака (кафедра журналистики), - рассказала студентка, не пожелавшая назвать свое имя. - Получилось так, что меня подселили четвертой в трехместную комнату при условии, что я покупаю двухспальную кровать, которая стоит около двух тысяч гривен. Сначала родители были в шоке, но потом решили, что это выйдет дешевле, чем снимать квартиру. Да и мне очень хотелось почувствовать настоящую студенческую жизнь. Мы купили кровать. Тесно, зато весело!

Коньяк с конфетами и 50 гривен - сверху

Масла в огонь «квартирного вопроса» подливают предприимчивые начальники общежитий, которые зарабатывают на продаже общажных апартаментов «налево». Конечно же, все прекрасно знают: «левые» люди в общагах – вне закона.

- Жить после окончания учебы в общежитии выпускник не имеет права. Остаются, как правило, только дети-сироты, которым не предоставлено жилье, - говорит заместитель начальника управления образования области Татьяна Рыщенко.

Само собой, официально подтвердить, что процесс заселения студенческих комнат посторонними людьми все-таки идет, никто не решается. Но студенты уверяют: если есть деньги – место найдется, вопрос только в сумме.

- Когда я поступил в университет и приехал в августе селиться, комендант предложила сразу худший вариант, потом – чуть лучше, а когда родители поинтересовались, нет ли комнаты приличнее, сообщила, что в хорошее жилье так просто не поселишься, - поделился с «Комсомолкой» третьекурсник Андрей. –Пришлось маме бежать в магазин, покупать коньяк, конфеты, фрукты. Еще 50 гривен сверху дали. Сразу же нашлась комната в неплохом состоянии.

Самое интересное: проблемы с поселением возникают не только у первокурсников. История устройства в общагу повторяется ежегодно.

- Лежу на море - загораю. Раздается телефонный звонок от подруги. «Тебя выселяют, надо вывезти вещи до 1 сентября», - рассказывает еще одна пострадавшая от общажных проблем харьковская студентка. - Отдых испорчен. Через два дня еду в Харьков узнать, в чем дело. За проживание заплачено, ремонт сделан (за собственный счет), пацанов не водила, не дебоширила... Пошла к коменданту, а она говорит, что я нерегулярно платила: надо было каждый месяц до десятого числа (так указано в договоре, которого она мне так и не показала), а я оплатила за три месяца сразу. Маразм! Обратилась к заведующей, а та: мол, в том году было 300 человек, в этом – 600, и всех куда-то надо селить. А я при чем? Скажу откровенно - предложила 500 гривен, в ответ услышала, что кто-то дал больше. У меня не было больше! С горем пополам подселилась к девочкам третьей в двушку.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Состояние общежитий – тема отдельного разговора. Опять же, по странным традициям нашей страны, все лучшее достается не собственным гражданам, а иностранцам. Видимо, срабатывает еще одна «совковая» привычка – показушничать. Нашим студентам остается действовать по принципу: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Не ожидая милости от природы, они сами красят полы, клеят обои, чинят мебель.

- Через год после поселения сделали ремонт в комнате – за свои деньги и своими силами, - рассказывает Андрей. - Так все делают. Правда, бывает, что вложит кто-то серьезные деньги в ремонт, а его на первой же сессии отчислят. Дальше за такую комнату комендатура получает хорошие деньги – за коробку конфет туда не попадешь.

«Моемся в умывальниках, а греемся - чаем»

Один из самых печальных студенческих «плачей» - о кухне. Несмотря на то, что плит на каждом этаже обычно предостаточно, дай Бог, чтобы рабочих конфорок было хотя бы две. Поэтому каждое утро наблюдается марафон – кто раньше встанет и займет конфорку.

- Раньше было как: ставишь быстренько чайник с водой, чтобы никто другой не опередил тебя кастрюлькой с вермишелью, идешь умываешься. Приходишь – чайник уже отставлен, говорят, мол, уже закипел, и варят себе суп. Так что теперь приходится ставить сразу картошку на огонь, чтобы не сняли. А вообще большинство перекусывает утром чаем с печеньем или бутербродом, потому что приготовить что-то горячее – просто нереально, - жалуется Андрей.

Банные дни в большинстве общежитий – тоже настоящий праздник. Но, как и все праздники, бывают они нечасто – два-три раза в неделю и только вечером. Да и то – о горячей воде многие общажники даже не мечтают: хорошо, если из крана бежит хотя бы еле теплая. Поэтому нередко «моются» прямо в умывальниках.

О комендантах

Главный враг обитателя общежития – комендант, уверяют харьковские студенты.

- Зимой в комнатах очень холодно! – жалуется Сергей Быхаленко. – Поэтому все покупают обогреватели. Но пользоваться электроприборами в общежитии запрещено. Поэтому периодически приходит комендант с проверкой и отбирает чайники и обогреватели. Если успели спрятать, но в комнате тепло, начинает рыскать по шкафам, тумбам. Это унизительно. Но терпим, а что делать?

Впрочем, «изъятые из обращения» обогреватели и электрочайники меркнут перед некоторыми другими выходками общажного начальства.

- Когда я была на третьем курсе, у меня произошел конфликт с комендантом общежития, не обошлось без телесных повреждений (она ударила меня), а все из-за того, что я попросила починить краны, - пожаловалась харьковская пятикурсница. - Потом я подняла вопрос о починке сантехники на собрании старост блоков и студсовета. Мне ответили, что это не в компетенции студсовета. Я демонстративно ушла. Оказывается, своим поступком обидела председателя. На меня написали донос. На четвертом курсе отказывались посетить. Но благодаря опытным юристам, справедливость восторжествовала – я прожила еще два семестра в общежитии. На пятом курсе решила не мучатся и съехала на квартиру.

Несмотря на все эти ужасы, жить в общежитии намного выгоднее, чем на квартире, объясняют студенты. Те, кто желает сэкономить, остаются здесь даже после окончания учебы.

- Мой старший брат закончил университет еще год назад, - говорит Андрей. – Но чтобы остаться в общаге, поступил на второе высшее. Не скажу, что ему это было очень нужно, просто выгоднее платить за обучение, чем снимать квартиру. Многие так делают. Не возвращаться же в свои маленькие городки, где работы днем с огнем не сыщешь!

Больше контрактников – лучше ремонт

Все, кому доводилось бывать в общежитиях разных вузов, могут подтвердить: почти везде помещения выглядят весьма скверно. Конечно, есть совсем печальные случаи, есть и общаги в более хорошем состоянии. Например, в «Политехе» хуже всего приходится химикам, проживающим в 13-м общежитии на Клочковской. А вот экономисты и айтишники в общаге под номером 12 живут лучше всех. Как рассказал Дмитрий Таран, почетный председатель студенческого парламента НТУ «ХПИ», состояние общежития напрямую зависит от количества контрактников, которые учатся на том или ином факультете.

- Университет выделяет столько, сколько может. Ремонты делаются по-немногу, но есть факультеты бедные и богатые. Все машиностроительные факультеты, как правило, бедные. Факультеты Интернет-технологий, юридические и экономические – богатые, - объясняет Дмитрий.

Если дело все-таки доходит до ремонта общаг, то, в первую очередь, вузы стараются менять сантехнику: туалеты, умывальники, душевые. Определенные нормативы имеются на этот счет у СЭС: при блочной планировке, на один блок должен быть один санузел и один душ; при коридорной должны быть душевая и санузел и в левом, и в правом крыле. Но на крупные капитальные ремонты денег у институтов нет. По словам директора студгородка «Политеха», потребности общежитий в десятки раз превышают то, что выделяет на ремонт государство.

- В нашем хозяйстве 14 общежитий, самое старое - «Гигант», постройки 1928 года. Последний капремонт здесь делали в 1956 году, - говорит Владимир Зимненко. - Каждый год на него выделяется не менее одного миллиона гривен. Так удалось поменять 70% перекрытий, но необходимо сделать еще очень много, в том числе заменить электропроводку. Только на это нужно 2,5 млн.

Евро 2012 - для студентов хорошо или плохо?

Определенные надежды по капремонтам вузы возлагали на Евро-2012. Но в список реставрируемых вошли общежития всего четырех учебных заведений.

- Постановлением Кабмина утвержден перечень общежитий под реконструкцию для проживания футбольных болельщиков. Они принадлежат Политехническому университету, Юракадемии, Каразинскому университету и училищу физкультуры. Кроме того, запланировано строительство одного общежития в юракадемии отельного типа на три звезды, - рассказывает Татьяна Рыщенко.

Всего на реконструкцию предусмотрено 70,5 млн. грн. Но постановление вышло в декабре прошлого года, и инфляция очевидно заставит Кабмин сумму увеличить.

В связи с этим возникает вопрос, а куда же переселят студентов на время ремонта общежитий и Евро-2012, если мест и так нигде нет?

Чиновники успокаивают: вопрос будет решаться цивилизованно, вузы уже сейчас думают об этом. Но среди студентов «Политеха» уже поползли слухи о бараках танкового училища. Говорят, что вроде бы декан какого-то факультета собирал всех по этому поводу.

- Это неоправданные слухи. Будем уплотняться, кроме того министерство пообещало выделить нам общежитие для переселения студентов из 2 и 3 общежитий. Возможно это будет общежитие ПТУ на Салтовке, - говорит Зимненко.