Почти двадцать человек уже выразили желание уехать на родину и вступить в народное ополчение. «Люди предчувствовали беду». Местные осетины устроили акцию протеста под стенами обладминистрацииСлезы на глазах, флаги и транспаранты в руках. Около ста человек вышли во вторник под стены Харьковской обладминистрации. Среди собравшихся - представители местной осетинской общины, а также члены политических организаций и партий. Осетинка по происхождению Лариса Чехоева уже много лет живет в Харькове, паспорт у женщины украинский. Но с Южной Осетией ее связывают не только детские воспоминания – там живут родные. Лариса только несколько дней назад вернулась с Кавказа. Поехала навестить брата, а попала в самое пекло. Говорит, что выбраться удалось чудом.
- Мой брат уже старенький, очень просил приехать, плакал, - рассказывает женщина. - Мы собрались с мужем и сестрой, думали, что война не начнется: стреляют немножко - так это ничего, там всегда было неспокойно. Но уже когда подъезжали к деревне, почувствовали, что все не так, как обычно. Всегда люди были очень добродушными, здоровались, а в этот раз улица будто затихла – жители прятались в своих домах, а те, кто выходил на улицы, были хмурыми и неприветливыми. Брат был нам очень рад, но отметить встречу так и не удалось: в этот день начались бомбежки. Мы как раз были во дворе, и вдруг как грянет: «Бех, бах!» Кто-то закричал, мы спрятались за сараем... Люди на улице кинулись врассыпную: по домам, в подвалы... Потом люди, проходящие через деревню, стали рассказывать, что началась война. Мы засобирались домой: чтобы выбраться, пробирались лесом, над нами свистели снаряды... Мысль была только одна: «Сейчас в меня попадет». Так мы добрались до границы. Потом - во Владикавказ. Оттуда уже в Харьков. Сейчас я понимаю, что сюда мы могли и не доехать.
В Осетии осталась сестра Ларисы, которая вместе с ней приехала из Харькова. Женщина решила поддержать брата. После того как Лариса вернулась в Украину, связь с родными прервалась.
- У меня в Осетии двоюродные братья, тетя, - подключается к разговору землячка Ларисы Юлия. - Я не смогла к ним дозвониться. Слава Богу, сестре из Москвы удалось «пробиться»! Они только и смогли сказать: «Мы живы».
«Нет плохой нации, есть плохие люди»
Поддержать осетинский народ на площадь в этот день вышли представители разных национальностей – в основном, пожилые люди. И хоть мнения по поводу конфликта у всех разные, все согласны в одном:
- Нет плохой нации, есть плохие люди, – выражает общее мнение Зоя Мальцева. - Я несколько лет жила в Грузии и работала рядом как с грузинами, так и с осетинами. Могу сказать, что и те, и другие никогда не проявляли вражды друг к другу. Мы работали, дружили... И сейчас мне больно смотреть на все происходящее и понимать, что кому-то нужна эта кровь, эта война.
- Эта война никому не нужна. Мы просим Украину, чтобы она перестала помогать Грузии оружием и тем самым сняла с себя ответственность за невинно пролитую кровь наших братьев осетин, - рассказал президент Харьковского областного общества осетинской культуры «Алания» Ахсарбек Кочиев. – Мы сегодня написали письма властям, чтобы отстоять эту позицию. Все диаспоры осетин сделают то же самое. Сегодня мы готовы поддержать наш народ всем, чем можем. Мы собираемся стучать во все двери и надеемся, что нас услышат. Готовы принять тех, кто в этом нуждается. Почти двадцать человек уже выразили желание уехать на родину и вступить в народное ополчение.