Как и машину заправить, и деньги сберечь, выяснял корреспондент «КП». Ездишь много – заправляйся газом. Снизить почти в полтора раза затраты на топливо - предложение заманчивое. Поэтому многие автомобилисты давно перевели своего четырехколесного «коня» на газовый рацион.
Помимо того, что этот вид топлива дешевле, чем бензин, у газа есть еще ряд преимуществ. Во-первых, меньший износ двигателя: ведь газ не смывает со стенок цилиндров масляную пленку, не вызывает детонации и не образует нагара на свечах. Кроме того, газовый выхлоп более милосерден к окружающей среде. Вот и возникает вопрос – почему, если у газа столько плюсов, мы до сих пор еще ездим на бензине?
- У нас в стране долгое время было проблематично заправиться газом, — рассказывает эксперт харьковского нефтерынка Виталий Юрьев. - Такие заправки можно было сосчитать по пальцам. Это притормозило распространение газового оборудования. Сейчас же ситуация изменилась в лучшую сторону. Есть еще один фактор, который негативно отразился на отношении к газовому топливу. Существует стереотип о его повышенной опасности. Но на самом деле при ДТП риск взрыва бензинового бака или газового баллона примерно одинаковый.
Конечно, один из минусов перехода на газ – дополнительные расходы на установку оборудования. Но эти затраты при средней интенсивности поездок окупаются за год-полтора. Так что если в ближайшие пару-тройку лет вы не собираетесь менять автомобиль, переход на газ более чем оправдан.
Переход на биотопливо может привести к продовольственному кризису?
Не так давно стала популярной идея биодизеля как одного из способов решения топливной проблемы. Хотя на самом деле мысль делать бензин из подручных материалов не нова.
- Когда во время Второй мировой войны Гитлеру перекрыли каналы поставок нефти, его химики научились делать бензин из угля. Так что немецкие танки, по сути, воевали на биотопливе, - рассказывает кандидат технических наук Владимир Семенов.
Так что технологии производства биотоплива - больше полувека. В Бразилии около половины автомобилей ездят на топливе из сахарного тростника. Ну а у нас лидер в биотопливной промышленности – рапс. Из тонны этого растения можно получить около 270 килограммов биодизельного горючего. Почему же мы до сих пор делаем бензин из постоянно дорожающей нефти?
На самом деле феномен биотоплива очень простой – если делать его из собственного сырья, то получается, что топливо выходит дешевле нефтяного. Ну а если к затратной части приплюсовать покупку рапсового масла, то такой бензин будет стоить в среднем на три гривны дороже, чем А95. Получается, что экономически биотопливо невыгодно. Но, по мнению Владимира Семенова, независимость страны от импорта нефти стоит того, чтобы государство выделило субсидии для отечественного производителя и таким образом в стране появились дешевый бензин и дизель.
Но, помимо стоимости, есть у биотоплива еще несколько спорных качеств. С одной стороны, при его использовании снижается износ деталей и увеличивается общий ресурс двигателя. К тому же, у него лучшие смазывающие свойства, чем у обычного дизеля. С другой, биотопливо пагубно влияет на резиновые детали и ускоряет коррозию металла. В любом случае использовать биотопливо без переделки двигателя можно, лишь добавляя его в объемах 25 - 30 % в бензин или дизель из нефти.
И еще один подводный камень в потоке всеобщего увлечения растительным топливом. По мнению эксперта нефтерынка Виталия Юрьева, слишком быстрый и активный переход на биодизель может привести к продовольственному кризису. Поля, предназначенные для пшеницы, будут засеиваться более неприхотливым рапсом. Бензина станет больше, а хлеба -меньше.
Гибрид - это звучит экономно
Еще недавно термин «гибрид» был популярным разве что среди селекционеров, продолжающих славное дело Мичурина. Теперь же это слово перекочевало в автопромышленность. Гибридное авто – это машина, в которой двигатель внутреннего сгорания работает в тандеме с электродвигателем. Идея проста, как все гениальное: в автомобиль добавляют еще одну достаточно мощную аккумуляторную батарею вместе с электромотором. Батарея заряжается во время работы двигателя внутреннего сгорания. В результате автомобиль может ездить на обычном топливе, на электричестве или в тандеме, когда задействованы оба двигателя.
Использование гибридного двигателя имеет сразу несколько положительных моментов. Во-первых, обеспечивается экономия топлива, поскольку часть затраченной на движение энергии используется вторично. Во-вторых, гибридный автомобиль намного меньше загрязняет атмосферу. В-третьих, при желании можно двигаться на одном лишь электричестве - правда, на небольших скоростях и на короткие дистанции. И, что самое интересное, «гибридизация» вовсе не означает потерю скоростных качеств: электромоторы, «помогающие» основному двигателю в момент разгона, могут обеспечить динамику даже выше, чем у чисто бензиновых двигателей аналогичной мощности.
Но есть у гибридов и недостатки. Самый главный из них – цена. Такие автомобили стоят как минимум на несколько тысяч долларов дороже бензиновых аналогов, ведь приходится платить за дополнительное электрооборудование.
На разницу в цене можно купить столько же топлива, сколько сэкономит гибридный привод за несколько лет эксплуатации машины. Еще один недостаток – слабо развитый в нашей стране сервис. Пример из жизни: ради устранения небольшой поломки харьковчанину пришлось везти поломанный гибридный автомобиль аж в столицу.
В то же время сторонники всеобщей гибридизации не ждут милости от автопроизводителей и не только самостоятельно осваивают ремонт электрооборудования, но и совершенствуют свои модели. Так, обычные гибриды не используют электроэнергию из внешних источников. Американские кулибины установили дополнительную батарею и научили машину подзаряжаться от розетки. Ну а в родном Харькове, в автодорожном университете, переделывают в гибрид обычную «Таврию». В народный украинский автомобиль установили под капот серебристую коробку электродвигателя. Теперь произведение отечественного автопрома потребляет на треть меньше бензина. Быть может, опыт харьковчан возьмут на вооружение производители и запустят гибридное авто в серию. И тогда на отечественном рынке появится экономный во всех отношениях автомобиль.