Подземка держится, но напоминает об убытках
Талончик сравнялся по цене с жетоном. Долго ли в метро будут терпеть такое равенство со своими «земными» коллегами? Пока потерпят, уверяют в пресс-службе ГП «Харьковский метрополитен».
- Сегодня вопрос повышения тарифов на проезд в метрополитене на повестке дня не стоит, - утверждает пресс-секретарь подземки Олег Перегон, ссылаясь на слова своего «шефа» Геннадия Броншпака. - Однако жизнь сейчас такая, что говорить, что будет дальше, очень сложно. Основную часть затрат метрополитена составляют расходы на электроэнергию. Подорожание электричества может привести к повышению стоимости проезда. Помимо того, чтобы обеспечивать безопасность пассажиров, необходимы капитальные ремонты подвижного состава, ремонты механического и электрооборудования. И если в этих вопросах у нас не будет должного государственного финансирования, это также может спровоцировать повышение стоимости проезда.
Впрочем, и без подорожания всех составляющих себестоимости жетончика, уже сейчас его реальная цена куда выше 75 копеек, говорят в подземке.
- Реальная себестоимость перевозки одного пассажира составляет у нас 1,20 – 1,30 грн. Причем в этой себестоимости не заложены средства, необходимые для проведения капитальных ремонтов, - говорит Олег Перегон. - Метрополитен сегодня – очень убыточное предприятие. В среднем в год наш убыток составляет около 26 миллионов гривен.
«Проезд в «маршрутке» должен стоить как литр горючего»
Если метро связано с электротранспортом чем-то не более «давних дружеских отношений», то с «маршрутками» у трамваев и троллейбусов отношения куда более тесные – у них общие пассажиры, а частенько и подобные маршруты. Тем не менее сами автоперевозчики утверждают, что цены из-за «Горэлектротранса» поднимать не будут... Поднимут по другой причине!
- У нас последний раз стоимость проезда менялась в мае. За время, которое прошло с того момента, дизельное топливо подорожало еще на 20 копеек, - объясняет директор одного из автопредприятий Николай Шевченко. - Но, учитывая то, что в городе летом отсутствует около 40 % жителей, пассажиропоток резко упал, поэтому перевозчики пока и не решаются поднимать цены. У меня сейчас проезд по 1,75 грн, есть уже согласование на две гривны, но я не ввожу новую цену из-за низкого пассажиропотока. Введу где-то к концу сентября, но к тому времени цена 2 гривны меня уже не будет устраивать, нужно будет где-то 2,25. Просто мы остановимся, если не повысим стоимость. Но я бы не связывал подорожание проезда в маршрутных такси и автобусах с ценой поездки в городском электротранспорте. Дело в том, что у всех нас общая беда - это несоответствие стоимости билета затратам и потребностям предприятий транспорта, как электрического, так и автомобильного.
Перевозчик утверждает: чтобы транспорт «чувствовал себя хорошо», стоимость проезда должна вырасти не на копейки, а в разы.
- Во всем мире цена билета равняется цене одного литра горючего. А у нас получается, что стоимость автобусов, резины, аккумуляторов, запчастей мировая, а с точки зрения доходов перевозчиков – все та же «совдепия», - возмущается Николай Евгеньевич. - Я уверен: мы обязательно рано или поздно выйдем на подобные соотношения – никуда не денемся. Есть же общемировые тенденции и законы экономики.
Звонок в Горэлектротранс
Реальная цена талончика – 1,79 грн
Интересно, что в самом «Горэлектротрансе» бурного празднества по поводу роста стоимости проезда не заметно. 35 копеек, на которые подорожал талончик, конечно, сократят убытки предприятия, но отнюдь не сделают его прибыльным, объясняют экономисты.
- Сейчас себестоимость перевозки одного пассажира – 1,79 гривны, - оглашает статистику заместитель директора КП «Горэлектротранс» по экономике Светлана Степаненко. - Мы прогнозируем, что после повышения цены проезда до 75 копеек в месяц будем собирать на 1,5 млн гривен больше (сейчас собираем три, а ожидаем 4,5 млн). Но только на зарплату в месяц нам необходимо 8,3 миллиона гривен. Сами видите, как далеки эти цифры. Однако, если бы цена проезда не выросла, то вместо 23 млн гривен убытка, как это было в прошлом году, в этом мы получили бы все 30 миллионов.