В рейс по харьковским улицам отправился ретро-трамвай.
120 тысяч гривен и 1,5 года работы.
Молодежь лихорадочно искала мобильные телефоны, чтобы «щелкуть» диковинку. Пожилые люди просто замирали со смешанным выражением изумления и радости на лицах. Наверное, появление на улицах Харькова какой-нибудь звезды Голливуда не смогло бы вызвать больший ажиотаж. Так что поездка по Харькову легендарной «Аннушки» - ретро-вагона 1928 года выпуска – прошла на ура.
Напомним, старинный деревянный вагон серии «Х» мастера нашего «Горэлектротранса» буквально возродили из пепла. Его нашли на запасных путях в Коминтерновском трамвайном депо – без колес, обшивки, оборудования... По сути от необыкновенно красивого трамвая остался только проржавевший корпус. Чтобы восстановить вагон в исконном виде, потребовалось 120 тысяч гривен и полтора года кропотливой работы. Надо сказать, что работники «ГЭТ» спешили – «Аннушка» должна была быть готовой к празднованию 100-летия харьковского электрического трамвая.
Когда до юбилея оставалось еще несколько месяцев, выяснилось, что нашим восстановленным чудом техники интересуются кинематографисты. В «охоту» за «Аннушкой» отправились «Мосфильм» и Одесская киностудия. Уж очень им хотелось снять настоящий вагон 1928-го года в телесериале «Ликвидация». Говорят, киношники не смогли найти такой трамвайчик во всей России и даже на заводе-изготовителе в Мытищах. Более того, нашу «Аннушку» даже хотели купить, а не просто взять в аренду, но город на это не пошло.
Тем не менее, в «Ликвидации» харьковский вагон все-таки снялся. В 2006-м, на юбилей электрического трамвая «Аннушка» разок проехалась по городу – от Южного вокзала к зданию мэрии, а после этого укатила в Одессу, чтобы стать «кинозвездой».
Первые пассажиры - дети
И вот наконец после двухлетнего ожидания наш трамвай вернулся в Харьков. Теперь на нем смогут прокатиться все желающие горожане и туристы. Ретро-вагон будет курсировать по маршруту «пятерки» - от парка Горького к Южному вокзалу. Более того, присев в такой трамвайчик, можно будет не только порадоваться духу старины, но и послушать интересную экскурсию, узнать историю Харькова.
Видимо, чтобы избежать длительного стояния в пробках на Пушкинской, «Аннушку» решили выпускать в дорогу только по выходным. Но первый рейс она все-таки совершила в пятницу. Пассажирами уникального трамвая стали воспитанники детского дома «Родина» и городской голова Михаил Добкин.
- Этот вагон будет служить харьковчанам, как и много лет назад, но теперь уже не как рейсовый, а как трамвай, который будет перевозить туристов. Начинаем мы с детей, потому что это самые главные жители нашего города. А в дальнейшем, я уверен, несколько раз в неделю проехаться по улицам нашего города смогут все желающие, - сказал мэр.
К слову, на вопрос о том, отпустят ли трамвайчик еще в одну загородную командировку, городской голова однозначно не ответил. Сказал только: «Будем думать».
В тему
Водитель – только один
Василий Морщаков по праву может собой гордиться. Ведь он – единственный в своем роде специалист в Харькове. Именно он будет бессменным водителем «Аннушки».
- Если честно, этот вагон даже легче в управлении, чем нынешние трамваи – он ведь управляется вручную, а не ногами, - рассказывает Василий Афанасьевич. - Долго учиться управлять вагоном мне не пришлось – я в свое время работал на вагоне «МТВ-82», а управление там такое же.