Муза Кулиша и Днепровского спасла ценный архив "Расстрелянного возрождения"
Оксана ЯКУШКО
16 октября 2013 00:000
Фото: Елена и Мария были писаными красавицами. Фото: Харьковский литературный музей.
Завещал сжечь все рукописи
Злопыхатели говорят, что брак Марии с драматургом Иваном Днепровским стал счастливым билетом для обеих сестер Пилинских: Мария и Елена вырвались из провинциального Каменца-Подольского в столичный Харьков. Впрочем, билет оказался счастливым лишь наполовину…
1917 год. Мария Пилинская после женской учительской семинарии преподает в школе Каменца-Подольского. Ее новый знакомый Иван Днепровский - вчерашний поручик царской армии, эсер, большевик, – работает в местной прессе и грезит о Харькове и литературе. У Ивана за плечами – первый неудачный брак, от которого осталась дочка Валя. Образованная, умная и надежная Мария – идеальная жена для литератора. В 1923 году она вместе с сестрой переезжает в Харьков уже как супруга Днепровского.
Первые семь лет драматург с женой и свояченицей живут в коммуналке на ул. Артема, 26/28. Днепровский пишет, Елена Чилингарова печатает его произведения на машинке, а Мария переводит с русского на украинский. Поначалу несмело, под руководством мужа, который отмечает литературный дар супруги и богатый язык. С легкой руки Пилинской на украинском вышли популярные в те годы книги: пьеса "Чапаев" Дмитрия Фурманова, "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова, "Мои университеты" Максима Горького.
Первые годы драматург и его муза жили в коммуналке на ул. Артема, 26/28. Фото: Харьковский литературный музей.
Сырая коммуналка подрывала и без того слабое здоровье Днепровского – с войны он вернулся больным туберкулезом. Драматург по полгода проводил в санаториях. После одного из обострений Иван напишет жене: "Знаєш, манюнє, мені чомусь все здається, що я скоро загину. Тоді із рукописів моїх нічого до друку не давай, просто спали їх". Только Мария от страхов мужа отмахнется и поступит наперекор его воле.
Чтобы защитить Марию, сотрудничал с НКВД
В отличие от большинства харьковчан, ютившихся по коммуналкам, украинские литераторы в 1930 году перебирались в просторные квартиры дома "Слово". В каждом жилище – телефон. Как оказалось позже, писателей прослушивало НКВД. Репрессии еще не начались, но сотрудники НКВД ежедневно вызывали Марию Пилинскую для бесед. Вероятно, чтобы спасти жену, Днепровский согласился сотрудничать с "особистами", предполагает литературовед Ольга Резниченко. Как-то, будучи под хмельком, Иван признался лучшему другу Николаю Кулишу, что доносит на него, вспоминала жена репрессированного писателя Антонина Кулиш.
В 1917-м Пилинская (на фото в центре) преподавала в школе Каменца-Подольского. Фото: Харьковский литературный музей.
Впрочем, даже ощущение приближающейся катастрофы не замедлило жизнь в квартире № 21, где жили Днепровский и сестры Пилинские. В Харьковский литературный музей перекочевал легендарный кожаный диван, на котором часами сидел влюбленный в Елену Чилигарову поэт Павел Тычина, отдыхали Остап Вишня и Николай Хвылевой, травил шутки очарованный Марией Николай Кулиш…
Когда 1 декабря 1934 года Днепровский умер в Ялте от туберкулеза, Николай Кулиш вместе с Марией Пилинской поехали за телом. Но на похороны друга Кулиш так и не попал – его арестовали сразу по возвращении в Харьков.
- После смерти мужа и ареста друга Пилинская месяц пролежала в больнице, - рассказала "Комсомолке" замдиректора Харьковского литературного музея Татьяна Трофименко. - Женщина практически не ела, лишь немного мандаринов или апельсинов.
Брала архив в бомбоубежище
В 1936 году Мария Пилинская второй раз вышла замуж – за своего двоюродного брата Анатолия Бугаевского. Брак с родственником был единственным шансом выжить во время репрессий: близкий человек не стал бы доносить в НКВД.
С началом Великой Отечественной войны инженера-электрика Бугаевского призвали на фронт. Его жене с маленьким сыном предложили эвакуироваться. Но Мария не захотела оставлять в оккупированном Харькове старую мать и сестру.
Немцы обосновались в квартире, где жили Пилинские, оттеснив хозяев на кухню. Топили зимой ветками и шишками, которые собирали в парке Горького, вспоминал Александр Бугаевский. Воду носили из ближайшей колонки, что была за километр от дома. Зато сохранились вещи Пилинских: чтобы обменять их на продукты, Елена Чилингарова с санками ходила по селам аж на Полтавщину.
Чего не трогали Пилинские, несмотря на холод, так это богатую библиотеку. И уж тем более архив Ивана Днепровского. Бумаги мужа Мария Пилинская сложила в чемодан, который всякий раз брала с собой, спускаясь в бомбоубежище. В заполненном саквояже была записка: "Тут хранятся очень ценные рукописи писателя (покойного) Днепровского. Нашедшего прошу сохранить".
В тему
Сохранила письма любовницы
После войны Мария Пилинская продолжала переводить, попутно она создала подспорье для профессиональных толмачей – "Русско-украинский фразеологический словарь". И все же главным наследием Пилинской оказался сбереженный ею архив первого мужа.
После смерти матери Александр Бугаевский наткнулся на легендарный чемодан. Письма, дневники, черновики и фотографии покойного драматурга мужчина передал в Харьковский литературный музей. Разбирая бумаги Днепровского, историки и литературоведы диву давались: чего тут только не было! До слез музееведов растрогала крохотная книжечка "Рукавичка". Ее Днепровский подарил Марии в день свадьбы с надписью "Ивми - Маив". Так молодые называли другу друга: Ивма – Иванова Мария и Маив – Мариин Иван.
А вот другая находка не на шутку удивила: оказалось, что преданная супруга сохранила доказательства любви не только к ней.
- Письма любовницы Днепровского Тассии, врача из тубсанатория, где лечился драматург в 1927 году, полны мольбы, упреков и воспоминаний, - рассказала Татьяна Трофименко. - Стала бы другая женщина их беречь, не испытывая ревности, – кто знает…
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies