Загрузить еще

Как я писала тестирование по математике

Как я писала тестирование по математике

 Корреспондент «КП» проверяет с помощью системы внешнего независимого оценивания свои знания украинского, математики и истории

 Ничего не помню, кроме таблицы умножения.

 Математика – это вам не украинский язык и литература. Тут уж если чего не знаешь, интуиция не поможет. Как ни трудно мне самой теперь в это поверить, но в школе эту точную науку я любила намного больше, чем все гуманитарные, вместе взятые. Помнится, где-то в 11-м классе даже выиграла районную олимпиаду, чем страшно гордилась.

Едва зарегистрировавшись на тестирование, нашла в Интернете сайт «Вся элементарная математика» и попробовала проверить, что же я еще помню. Как выяснилось – практически ничего. Где-то в подсознании обнаружились воспоминания о пропорции, процентах, решении линейных уравнений с одним неизвестным и таблице умножения. В общем, в пятом классе я бы чувствовала себя вполне уверенно.

Чтобы не провалить тест окончательно и бесповоротно, пришлось повторять некогда такой понятный и интересный предмет. За два месяца, которые оставались до момента Ч, удалось с горем пополам вспомнить формулы сокращенного умножения, решение квадратных уравнений, построение графиков функций. Но все-таки, когда большую часть дня нужно работать, а по вечерам и выходным, кроме математики, есть куча неотложных домашних дел, подготовиться к тесту куда труднее, чем в школе или на подкурсах.

 «И зачем мне эта информация?»

 Итак, последние выходные накануне тестирования. Чтобы знать, к чему быть готовой, приобретаю на балке сборник типовых тестовых заданий по математике. Открываю и обливаюсь слезами. Моих новых-старых познаний хватит ровно на то, чтобы ответить, дай Бог, на десятую часть тестовых заданий. В срочном порядке приходится вспоминать тригонометрию (очень много вопросов именно из этой области). Пока я в растрепанных чувствах читаю раздел «Тригонометрические функции острого угла» в справочнике по математике, в голову упрямо стучится мысль: «И зачем мне это?» Ей-богу, до сих пор ума не приложу, кому и при каких обстоятельствах может понадобиться знание наизусть формул приведения или основных тригонометрических тождеств, если все эти данные можно найти в справочнике или Интернете за считанные секунды?

Тут еще масла в огонь моего непонимания школьных требований добавляет мама, сообщая, что их на физтехе в ХПИ никто не заставлял заучивать формулы наизусть: преподаватели утверждали, что главное – уметь пользоваться справочной литературой.

В общем, в полном недоумении о сути и смысле некоторых разделов предмета во вторник утром отправляюсь в пункт тестирования.

 «Лучше тест напишу, чем в лицее экзамен сдавать»

 В этот раз пункт проверки знаний располагался на Холодной Горе, и за полчаса (после нескольких сверок с картой города и консультаций с местными жителями) мне удалось обнаружить в глубине района школу № 126.

Картина у дверей, по сравнению с происходившим в день теста по украинскому языку и литературе, заметно изменилась. Ажиотажа нет – школьников уже не так много и, видимо, они прибывают не организованными группами на автобусах, а сами по себе. Не видно и учителей, которые в прошлый раз провожали своих воспитанников до самых дверей пунктов тестирования. Наконец, интересное наблюдение: большинство участников грядущего теста – парни (недаром все-таки говорят, что у девушек чаще гуманитарный склад ума).

Поднимаюсь на третий этаж – в аудиторию № 17, усаживаюсь за парту. Класс постепенно заполняется выпускниками. Один из парней, чтобы скоротать время, решает пообщаться со мной на тему готовности к нынешнему тесту. Выясняется, что учится мой собеседник в лицее при ХАИ. К тестированию явно готов. Объясняя что-то, с ходу начинает чертить пальцем в воздухе какие-то формулы (на лице такое выражение, как будто я спросила, сколько будет дважды два).

Со мной в аудитории оказалось много старшеклассников именно из аэрокосмического лицея. Парни грядущего теста явно не боялись – шутили, смеялись, громко разговаривали.

- Мне вообще математика, скорее всего, для поступления не нужна, - рассуждал один из выпускников. – Но я лучше этот тест напишу, чем в лицее выпускной экзамен сдавать – он, говорят, очень трудным будет.

-Мозги скрипели, как несмазанные шестеренки

 И вот двери закрыты, инструкторы зачитали наши права и раздали бланки для ответов. Небольшая заминка вышла с тестовыми тетрадями: вначале нам вручили только тоненькие книжечки – с переводом вопросов на русский язык. Минут за пять удалось все-таки выяснить, что для тестирования необходим и украинский оригинал заданий – только в этой тетради напечатаны все необходимые схемы и графики.

Признаюсь, когда мои  коллеги по тестированию решали уже вторую часть заданий, я корпела еще над первой. Обидно было осознавать, что в 11 классе я наверняка щелкала бы эти задачки, как орешки, а теперь при каждом математическом действии мозги скрипели, как несмазанные шестеренки. Неприятным сюрпризом стало задание по теории вероятности – в 2000 году, когда я заканчивала школу, этого раздела в программе еще не было.

И все-таки, как мне кажется, я не совсем опозорилась. Во всяком случае, количественное соотношение дубов, кленов и газонов в парке, которое нужно было определить в одном из заданий, вычислила точно. Даже умудрилась вспомнить значения синусов и косинусов для углов 60 и 45 градусов и формулу, по которой можно определить, каким же будет синус угла в 15 градусов. А вот задания из второй части теста «не пошли». Вначале я лихо хваталась решать каждую задачку, но процесс стопорился где-то посередине, а в голове неотвязно звучало: «Да, отупела ты, мать, со времен 15-летия…»

Удивительно, но мне удалось весьма правдоподобно начертить пирамиду и пересекающую ее плоскость из 3-й части теста. Правда, я до сих пор не понимаю, почему бы не разрешить делать это с помощью линейки и карандаша, а не гелевой черной ручки… Мне показалось, что я даже решила сложную геометрическую задачу и нашла угол между плоскостью альфа и основанием пирамиды. Впрочем, заглянув в ответы, которые выложили в Интернете, я поняла, что переоценила себя: правильный ответ не имел с моим ничего общего.

 «Процентов 90 математику завалят»

 Где-то за 40 минут до окончания теста первый (видимо, самый смелый) парень сдал свою работу. За ним встала и вышла добрая половина аудитории. То ли они так быстро решили свои задания, то ли отчаялись -  понять было сложно. Я сама ушла за 15 минут до окончания отпущенных нам трех часов. Почти сразу следом вышел и мой новый знакомый – парень из лицея, который так хорошо чертил формулы до начала тестирования.

- И как тебе? – поинтересовалась у выпускника.

- Задания были раза в два сложнее, чем в пробных тестах. Думаю, процентов 90 математику завалят, - безрадостно оценил парень проверку знаний.

Впрочем, пообщавшись с другими выпускниками, я выяснила, что некоторым тесты показались довольно простыми. Правда, ребята, как правило, уточняли: «Недаром я на подкурсы ходил (с репетитором занимался)».

P.S. В общем, к чему я все это пишу. Трудно, не будучи школьником, достойно подготовиться к тесту по математике. Так что, видать, плакало мое второе экономическое образование, равно как и заочное образование многих других выпускников прошлых лет. Интересно, а вузы к недобору готовы?