22 декабря
Загрузить еще

Путешествие на воздушном шаре оформить так же сложно, как полет на боинге

Путешествие на воздушном шаре оформить так же сложно, как полет на боинге
Фото: Валерия Пономаренко судит состязания воздухоплавателей. Фото: Личный архив Валерии Пономаренко.
Первая федерация появилась у нас
 
Хотя история воздухоплавания насчитывает уже две с лишним сотни лет, в  Харькове аэростаты появились совсем недавно. В 2004 году группа энтузиастов купила шар – и это положило начало образованию первой в стране Федерации воздухоплавания. В том же году аэростат взмыл в небо над фестивальной площадкой "Печенежского поля" – правда, только на привязи. До первого полета было еще далеко: в Харьковской области он  состоялся только через год, в Харькове – в 2007-м. Оказывается, организовать полет   воздушного шара так же сложно, как поднять в воздух самолет.
 
- Чтобы получить разрешение на полеты над Харьковом, мы в столице собрали 60 подписей – и в ПВО, и в генштабе, и у диспетчеров Борисполя, и кого там только не было, -  вспоминает заместитель президента Харьковской федерации воздухоплавания Дмитрий Максичко.
 
На массовые праздники шары в Харьков привозят из Феодосии и России. Фото: Личный архив Валерии Пономаренко.
Сегодня в Харькове только один воздушный шар. Покупка и содержание аэростатов -  весьма хлопотное и дорогое удовольствие, сетуют специалисты. Пошить один шар стоит столько же, сколько купить квартиру – 50 тысяч долларов. В Украине производством воздушных шаров занимается только одно предприятие в Феодосии. Но обзавестись таким транспортным средством мало: его нужно содержать и ежегодно  подтверждать право на полеты. Кроме того, у аэростатов есть срок годности – от 300 до 600 часов  полета. Ежегодно комиссия департамента авиации проводит техническое обследование и продлевает лицензию, если шар – в порядке.
 
Получить право управлять летательным аппаратом почти так же непросто, как стать  пилотом реактивного самолета. Сегодня в Украине  есть две школы воздухоплавания – киевская и феодосийская. Обучение занимает три-четыре месяца. За это время соискатель должен пройти медкомиссию, налетать 16 часов под присмотром опытного инструктора и сдать экзамен. Все это обходится, ни много, ни мало, в 30 тысяч гривен. Возможно, именно  поэтому в Харькове лицензию пилота аэростата имеют всего два человека.
 
Мечтаем угнаться за Россией
 
Зато в нашем городе недавно начали готовить судей для соревнований монголофьеров (так еще называют эти транспортные средства). Валерия Пономаренко часто ездит в Россию судить состязания воздухоплавателей – там это направление развито не в пример Украине.
 
- Меня очень удивило, что даже в маленькой Яхроме, где всего 13 тысяч населения, есть свой воздушный шар, - рассказывает Валерия. - Вот если бы власти города  заинтересовались, все бы уже у нас было.
 
Именной шар в больших и малых городах – распространенная российская мода, которую члены харьковской федерации давно и безуспешно пытаются внедрить в Первой столице. Но пока чиновники размышляли, нас обогнал Херсон: в прошлом году там пошили  первый в Украине именной городской аэростат.
 
В России и законодательство лояльнее: там, говорят наши воздухоплаватели, для разрешения на полеты не нужно проходить все круги ада.
- В России есть понятие "услуги аэростата", а у нас это все называется "перевозка пассажиров": по этой причине и документы на полет нужны такие же, как и на боинг, - сетует Дмитрий Максичко.
 
А потому проводить коммерческие полеты у нас в стране официально нельзя – можно только поднять желающих на закрепленном шаре. Впрочем, возможность для тех, кто хочет увидеть Харьков и окрестности, есть: потенциальным членам федерации могут провести демонстрационный полет, если они оплатят газ. На 50 минут полета необходимо сто литров.
 
Как правило, в Харькове аэростаты поднимаются на высоту в полтора километра, но бывают и исключения. Например, президент Федерации Николай Степанов однажды поднялся на высоту трех километров. Но сейчас мастер спорта и бывший тренер сборной Украины по парашютному спорту вынашивает более амбициозные планы.
 
- В этом году, к 70-летию освобождения Харькова, я хочу побить рекорд Украины – подняться на высоту больше четырех с половиной километров, - говорит Николай Николаевич.
 
Кстати, именно 4500 метров – предельная высота для полета на воздушном шаре без кислородной подкачки. В федерации надеются, что если украинский рекорд побьют  харьковчане, городские власти и спонсоры наконец-то обратят внимание на этот  зрелищный спорт, и для Харькова будет пошит свой именной аэростат. 
 
В тему
Максимальная скорость – 7 километров в час
 
Стать пассажиром и даже пилотом аэростата может каждый человек – в этом виде спорта нет ограничений по возрасту, полу и другим показателям.
- Я знакома с пилотами, которым 20 лет, и с теми, кто пришел в спорт в 60, - говорит Валерия Пономаренко.
 
Но есть правила, которые нужно соблюдать даже простым пассажирам. Перед посадкой в корзину стоит надеть удобную обувь и спортивный костюм: приземление может быть жестким, так что устойчивость вам пригодится. Руки при посадке тоже лучше держать внутри корзины – чтобы не вывалиться.
 
Есть свои правила и для старта. Волосы лучше прикрыть шапкой – горелка сильно нагревает воздух вокруг, но чем выше, тем будет легче. В аэростате нельзя прыгать, но  можно ходить.
 
Воздухоплаватели говорят, что самые лучшие условия для полетов на шаре – утро или ранний вечер, когда ветер не очень сильный. На спортивных соревнованиях допускается скорость  до 7 км/час, для обычных полетов – 5 километров. При более сильном ветре полеты отменяются.
 
Полетать на воздушном шаре можно и летом и зимой, причем в холодное время года сделать это даже проще - шар быстрее наполняется горячим воздухом и выше летит.
 
Кстати
25 метров в соляной пещере 
 
Самый высокий полет на воздушном шаре совершил американец Феликс Баумгартнер. В прошлом году он в закрытой капсуле поднялся над штатом Нью – Мексико на высоту 39 километров. А вот самый необычный рекорд принадлежит украинцам. В 2003 году спортсмены из города Соледар поднялись на 25 метров в  подземной соляной выработке.