Харьковские собаки Лея и Чико дважды побывали в Косово с миротворческой миссией. Овчарки помогали международной полиции находить наркотики, взрывчатку, искать злоумышленников. В родном городе отважные псы – вместе с десятками других своих сородичей – патрулируют объекты и раскрывают преступления.
Дворнягам кинологи не доверяют
В Харьковском кинологическом центре ГУ МВД Украины дрессируют 68 служебных собак. Животным доверяют охранять порядок в городе, конвоировать задержанных, участвовать в оперативно-поисковых мероприятиях.
Старший инспектор-кинолог центра Александр Колповский – один из лучших специалистов в стране.
– У нас в питомнике несколько пород – ротвейлеры, немецкие овчарки, доберманы, золотистые ретриверы, лабрадоры, спаниели, – рассказывает Александр Александрович. – Некоторые универсальны – могут участвовать и в поиске, и в задержании. Другие же – например, охотничьи – обладают острым чутьем и прекрасно ищут взрывчатку, наркотики.
Непородистых собак в кинологическом центре нет. Не потому, что дворнягу нельзя научить всем премудростям. По мнению правоохранителей, служебная собака, прежде всего, должна быть представительной – красивая, спокойная.
Собаки тоже выходят на пенсию
Лучших щенков, которые рождаются от племенных родителей в питомнике МВД (кстати, самом большом в Харьковской области), отбирают на вязку. Остальных малышей готовят к службе. Иногда передают в райотделы милиции и даже в другие области.
Обучать щенков в кинологическом центре начинают с трех месяцев, когда сделаны все прививки. Но и до этого малыша приучают к послушанию, делают все, чтобы пес не рос трусливым. А серьезная дрессировка начинается с семи месяцев.
– В нашем питомнике есть и личные собаки сотрудников, – говорит старший инспектор-кинолог. – Они находятся на внебалансовом учете и дежурят только со своим хозяином. У государства не всегда есть возможность закупать дорогих племенных собак, вязать их с чемпионами, победителями разных выставок. А рабочие качества, умственный потенциал у всех собак разный. И чем лучше были рабочие качества у родителей пса – тем лучше он будет исполнять служебные обязанности.
Животные, которые не принадлежат государству, но вместе с хозяевами несут службу, тоже получают небольшое пособие – корм. Для остальных же собак в питомнике предусмотрена настоящая столовая. Две поварихи дважды в день готовят еду для четвероногих служак. В котлах варятся каши, мясо, рыба. Ветеринары следят, чтобы рацион был сбалансированным и содержал все необходимые витамины и минералы. Ведь служебным псам нужно всегда быть в отличной форме.
Собаки из кинологического центра, как и люди, имеют право на заслуженный отдых. Выйдя на пенсию, животные получают государственное пособие на питание и лечение. Иногда постаревший пес переходит к тому человеку, который с ним занимался, или идет «подрабатывать» в охранные структуры.
– Бывает, собака уже не способна искать наркотики, но для охраны вполне годится, – поясняет Александр Колповский. – Без причины служебные псы никогда не усыпляются.
За границу едут самые послушные
Лучших из лучших животных отбирают в миротворческие войска. Из харьковских служебных собак в Косово побывали восемь – Чико, Нокс, Бакс, Цезарь, Урмас, Жак, Лея и еще одна ее тезка. Как утверждает Александр Колповский, с 2000 года ни один украинский пес в Косово не погиб. Хотя служба в миротворческой миссии, как и работа в органах МВД, небезопасна.
Собаки из харьковского питомника служат в кинологическом подразделении международной полиции. Но прежде, чем попасть за границу, животные проходят строгий отбор. Тестирование должно подтвердить, что у собаки крепкие нервы, что она нормально реагирует на выстрелы, на других псов, может задержать преступника, найти наркотики, взрывчатку. Разрешение на въезд в Косово четвероногих миротворцев согласовывают со штаб-квартирой в Нью-Йорке.
– Ничего сложного в этих тестах нет, – говорит Александр Колповский. – То животное, которое хорошо обучено для работы в Украине, легко пройдет экзамен. Главное – послушание и социальная безопасность. Я дважды был в Косово со своей Леей (немецкая овчарка). Она помогала нам искать наркотики. Не могу сказать, что Лея нашла сколько-то там килограммов зелья. Это работа всего подразделения. Бывает, одна собака выведет на след, другая укажет на место, где непосредственно находятся наркотики.
Александр Колповский и Лея в Косово жили на специальной базе, похожей на военную часть. Свободного входа-выхода не было. Лея, как и другие четвероногие, пребывала в свободном вольере, получала дорогой корм.
– Моя Лея отлично переносит перелеты, длительные поездки на автотранспорте, плавание на кораблях, поэтому трудностей с ней никаких не было. Она прекрасно подготовлена, – говорит старший инспектор-кинолог.
Не отстает от Леи и красавец Чико. Он тоже дважды служил в Косово и проявил себя с лучшей стороны – выходил на след злостных преступников. Нынче Чико живет в кинологическом центре, выезжает с правоохранителями на разные вызовы, обнюхивает помещения школ, супермаркетов, госструктур. Все собаки, которые служили в Косово, награждены медалью «За службу миру». А у Леи и Чико их по две.
Кстати
Спасателям помогает «Верный друг»
Сотрудникам МЧС в работе тоже помогают собаки. Поисково-спасательный кинологический отряд волонтеров «Амикус верус» («Верный друг») уже несколько лет сотрудничает со спасателями. Специально обученные псы просто незаменимы при поисках людей под завалами и в лесу. Именно они точно могут определить, есть ли человек под обломками здания или самолета.
– Последний раз с собаками мы выезжали в прошлом году, когда обвалилась стена на Клочковской, – рассказывает руководитель отряда «Амикус верус» Вячеслав Денисенко. – Животные сразу же определили, что под завалами нет людей. Информация подтвердилась, когда спасатели разобрали обломки.
Самый известный четвероногий эмчеэсник – лабрадор Морис. Он не раз находил заблудившихся в лесу детишек и грибников, помогал правоохранителям. На этой неделе Морис будет представлять Украину на соревнованиях собак-спасателей.