Вторничное ЧП в подземке специалисты сравнивают с событиями на «Центральном рынке», после которых станцию закрыли на ремонт.
Во вторник «коренные» жители Салтовки могли вспомнить давние времена, когда в спальный район еще не провели метро. Кое-кому пришлось добираться на работу трамваем, автобусом, маршруткой, особо торопливые пересели на такси. А все из-за того, что подземка остановилась: по официальным данным – на 24 минуты, по словам некоторых пассажиров, - почти на час. Первые вести о происшествии показали, насколько велики глаза у страха. Еще до середины дня по городу поползли слухи: то тоннель рухнул, то людей из поездов пешком под землей выводили...
Причин для подобной паники нет, утверждает главный инженер метрополитена Валерий Филиппович. Происшествие малоприятное, но не трагическое.
- За время эксплуатации метрополитена у нас было 15 случаев выноса грунта. Просто широкой публике они не известны, - объясняет специалист. - Участок от станции «Имени Ак. Барабашова» до «Ак. Павлова» построен на бывшей пойме реки. Уровень воды превышает уровень отделки тоннеля. Горное давление, в принципе, небольшое, однако в местах, где в бетоне есть дефекты, могут возникать трещины. Подобный этому случай у нас был в 1995 году на перегоне «Центральный рынок» - «Южный вокзал», там произошло пять случаев выноса, причем буквально за несколько часов нанесло две платформы песка через отверстие размером со спичку. Тогда пришлось останавливать движение. В 2007 году был незаметный случай – вынос песка на перегоне «Исторический музей» - «Университет». Остановки удалось избежать. Это обычное эксплуатационное состояние и я не стал бы предавать такой резонанс вчерашнему инциденту, тем более, что вынос составил 1,5 кубометра.
- Комиссия взяла на пробу воду и песок
Тем не менее, событие получило немалый резонанс. В основном благодаря тому, что накануне ЧП о чем-то подобном предупреждал депутат горсовета Сергей Семочкин. Он даже специально созвал пресс-конференцию, где говорил о возможных терактах в районе рынка «Барабашово» или станции метро. Совпадение, мягко говоря, удивительное. Но начальник метрополитена Сергей Мусеев так однозначно и не ответил на вопрос, как он к такому стечению обстоятельств относится.
- Трудно прокомментировать слова Семочкина. Возможно, он и специалист по терактам. Так как он террориризирует и терроризировал, занимая посты в концерне «АВЭК», предпринимателей, работающих на рынке «Барабашово»... - вот, собственно, и все, что сказал Мусеев по этому поводу.
А вот комиссию, которая проверяла аварийный тоннель ночью с 25-го на 26-е, подобное совпадение, судя по всему, заинтересовало. Во всяком случае, по словам Сергея Мусеева, проверяющие взяли пробы грунта и воды, чтобы проверить, «местные» ли они.
- Ночью после этого происшествия в метрополитен было допущено 40 представаителей облгосадминистрации, прокуратуры, СБУ и милиции, - рассказал Сергей Зинятович. - Они констатировали факт: есть песок, был вынос воды, когда раскупорили источник, вода с песком полилась. Сфотографировали все это. Они там ходили почти до четырех утра.
- Виноват ли рынок?
Конечно, вопрос, кто виноват, не самый важный. Но поскольку что делать, вроде бы, определились, метрополитеновцы уже начали выдвигать свои версии.
- Рынок «Барабашово» - самая низкая точка в городе Харькове. Там возведены постройки. Когда ведется любое строительство, должен разрабатываться проект, неукоснительной его частью является канализация и ливневое отведение вод. Так вот на рынке вообще отсутствует ливневая и фекальная канализация, - заявляет Сергей Мусеев. - Отсутствие отвода воды, на мой взгляд, привело к проседанию тоннеля.
Мнение главного инженера подземки не столь однозначно, хотя и он имеет претензии к «соседям со второго этажа».
- Сказать, является ли причиной «АВЭК» или общее повышение грунтовых вод на Украине, точно никто не может, - уверен Валерий Филиппович. - Неконтролируемая застройка и нарушение всех норм и правил, а также засыпка дренажных колодцев, вероятно, в той или иной степени повлияли на эти процессы. Метрополитен на протяжении 2006 – 2007 года своими силами выполнил работы, обеспечивающие укрепление нижней части тоннеля и создал платформу для прекращения процесса оседания.