Диплом выпускника ценится от Сахалина до Атлантики
Виктор Лукьянов
4 октября 2012 14:22
0
О преимуществах учебы в филиале Московского государственного индустриального университета рассказал проректор вуза профессор Андрей Сафонов.
Кризисы не отразились на партнерских отношениях
- Андрей Леонидович, МГИУ, наряду с МВТУ им. Н. Э. Баумана, является неизменным флагманом высшего технического образования России. Отразилась ли "мода" на дипломы юристов и экономистов на конкурсах в ваш вуз?
- Юристов и экономистов для нужд народного хозяйства мы начали готовить задолго до появления этой моды. Так что эти факультеты у нас появились отнюдь не "идя навстречу пожеланиям трудящихся".
- А что даст украинскому, чешскому или эстонскому абитуриенту знание российского законодательства?
- Если кто-то планирует работать в Российской Федерации, то даст, и немало. Но основным профилем, безусловно, является подготовка инженеров-производственников. Между прочим, последнее время наши заграничные абитуриенты наибольшую заинтересованность проявляют именно к техническим факультетам. Это подтверждает тенденцию, которая наметилась в мире, относительно возвращения на командные высоты в корпорациях инженеров, профильных специалистов и уменьшения спроса на гуманитариев. Например, ЗИЛ, от которого университет и ведет свою родословную, готов найти применение абсолютно всему нашему ежегодному выпуску, кроме юристов с экономистами. Как раз инженеры-то сегодня и требуются - не только автопрому, но и автосервису. Причем мы готовим специалистов даже под конкретные марки автомобилей. Заключили договоры с фирмами Audi и Volkswagen, и студенты, претендующие на распределение к ним, проходят специальный углубленный курс немецкого, поскольку наши партнеры не успевают переводить на русский всю техническую документацию.
- Кстати, экономические кризисы или что-либо иное не повлияли на взаимоотношения ЗИЛа с МГИУ?
- Есть отношения, неподвластные времени и конъюнктурным колебаниям. Полвека назад мы действительно начинали как вуз при заводе
им. Лихачева, с непривычной, сегодня сказали бы - инновационной формой обучения. Студенты-очники тесно совмещали учебу с работой на производстве, практикантам предоставлялись инженерные должности. Постепенно институт рос и расширялся. ЗИЛ строил новые учебные корпуса; наши мастерские и лаборатории всегда оснащались по последнему слову техники. Сегодня в состав МГИУ входят шесть факультетов: автомобильный; прикладной математики и технической физики; экономики, менеджмента и информационных технологий; юридический; довузовского образования; повышения квалификации; магистратура, аспирантура, докторантура и диссертационные советы; центр производственной подготовки студентов и трудоустройства выпускников; информационно-вычислительный центр; издательство; автошкола. Кроме того, в составе университета функционируют пять филиалов в городах Российской Федерации. Украинское представительство работает в Харькове. Отрадно, что ни пресловутые "кризисы", ни естественные смены поколений в ЗИЛе и в МГИУ, не отразились на наших теплых партнерских отношениях. Уверен, что так будет и далее.
Преподаватели не знают, кто поступил по контракту
- Вы упомянули факультет довузовского образования. Это то, что у нас скромно называется "подкурсы"?
- Усложнение вступительных экзаменов не могло устранить разрыва, который наметился между требованиями вузов и возможностями средней школы. Сейчас это мощный факультет, который ведет широкомасштабную работу среди будущих абитуриентов. Среди курсантов факультета немало наших граждан из других регионов, школьников из стран СНГ и иностранцев. Исследования показали, что нашим сайтом www.msiu.ru интересуются не только выпускники школ России; посещать его считают полезным и учителя, особенно репетиторы. Но настоящим прорывом оказалось создание ИДО - Института дистанционного образования, в рамках которого, кстати, открывалось и представительство в Украине. В настоящее время ИДО имеет более 40 региональных представительств в России (от Северодвинска и Нальчика до Петропавловска-Камчатского), а также свыше 15 партнерских организаций за рубежом - в Чехии, на Кипре, в Израиле, Казахстане, Болгарии. Кроме того, зарубежные представительства для помощи студентам-землякам активно привлекают средства различных фондов. Поэтому для иностранного студента образование порой доступнее, чем для российского. Кстати, украинское представительство также весьма значительно поддерживает своих
посланцев.
- Абитуриенты из РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья… Столько сил "на экспорт"! Почему?
- Высшая школа потому так и называется, что стремится быть лучшей, выпускать все более сильных специалистов. В Кембридже, Сорбонне и других университетах мира как за деньги, так и бесплатно учатся студенты со всего мира. Каждый преподаватель мечтает работать с сильным, заинтересованным студентом. Сильный выпускник - это востребованный специалист, это престиж вуза. Так и у нас, как на бюджетной, так и на договорной основе, обучаются студенты как из Российской Федерации, так и стран ближнего и дальнего зарубежья.
- И много бюджетников?
- Примерно 50 на 50. Но платят у нас не за гарантированное поступление и гарантированную тройку на каждой сессии, а за право учиться. И потом, наши преподаватели даже не знают, кто поступил по контракту, а кто по конкурсу, да и не интересуются.
Эта, как вы сказали, экспансия "на экспорт" - для нас не самоцель. Расширение дистанционного (заочного) обучения продиктовано жизнью. В высшем образовании нуждаются не только выпускники средних школ. Не все могут покинуть на пять лет родной дом, работу, семью. Немало ваших соотечественников сейчас работает за рубежом, в т. ч. в России. Я сам отнюдь не склонен приуменьшать авторитет украинской высшей школы, но реалии таковы, что работодатели в Российской Федерации недоверчиво смотрят на украинские дипломы. Без ложной скромности могу утверждать, что весомость диплома МГИУ неизменна от Сахалина до Атлантики.
-И в других странах?
- Будьте уверены! В настоящий момент на командные высоты в корпорациях все больше стремятся ставить крепких "технарей", практиков. С этой мыслью согласны и наши заокеанские, и европейские коллеги. И в Европе, и в Азии выпускники МГИУ зарекомендовали себя наилучшим образом.
Слушая нашего собеседника, мы почувствовали, что звание "инженер", несколько нивелированное в годы "развитого социализма", вновь обретает прежнюю весомость. Современная российская высшая школа имеет своих лидеров, опыт которых может послужить примером. Один из таких лидеров - Московский государственный индустриальный университет.
Высказанная профессором мысль, что получение качественного высшего образования в престижном вузе может кардинально изменить жизнь, внезапно всплыла в сознании и показалась безмерно глубокой. Итак - "Москва! Как много в этом слове".… Может быть в нем - твое будущее, твоя новая судьба, новая жизнь?
Подписывайтесь на нас в соц. сетях