Что правда из мифов о Харьковском тракторном заводе
Юрий ЗИНЕНКО.
3 октября 2012 00:000
Фото: Предприятие возводили по американскому проекту, потому что в стране тогда не было подобного опыта.
Миф первый: строили американцы
Новое предприятие в 15 километрах от Харькова (в 1930-х годах город был значительно меньше, чем сегодня) строили по американскому проекту, потому что в Советском Союзе на тот момент еще не было опыта грандиозных строек. Будущий завод действительно выглядел промышленным монстром: огромные здания блочного типа с большими окнами и длинными конвейерными цехами.
- Ничего подобного у нас тогда не было, индустриализация страны только начиналась, наши архитекторы и проектанты просто не дошли до этого, поэтому просто скопировали у американцев, - рассказал "Комсомолке" историк Валерий Вохмянин. – Возводили завод наши соотечественники, но американские специалисты курировали строительство объекта, который должен был ежегодно выпускать десятки тысяч машин в год. То есть примерно как заводы "Форд" в США.
Благодаря хорошим контактам с Америкой СССР вслед за тракторами купил у американцев и танки "Кристи", которые назывались у нас "БТ" ("быстроходный танк").
Первый харьковский трактор СХТЗ-15/30 также являлся, по сути, американским. Тогда, в 1931-м, его фактически скопировали с модели "Интернешнл 15/30", выпускавшейся компанией "International Harvester" (США).
СХТЗ-15/30 являлся самым распространенным трактором 30 – 40-х годов прошлого века. Именно на нем работала легендарная Паша Ангелина.
Сельхозмашины, обшитые броней, воевали на просторах области.
Миф второй: на заводе производили танки
Новое предприятие изначально задумывалось как тракторное, и название имело соответствующее: "Югтракторострой". В те годы в Советском Союзе о танках и не помышляли, а на нынешнем заводе имени Малышева занимались паровозами.
- Для каждого предприятия существовал мобилизационный план - что делать, когда вдруг начнется война. Эти начнут снаряды делать, те бронепоезда ремонтировать, но на тракторный завод никаких танковых задач не возлагалось, - утверждает Вохмянин. - Он должен был продолжать производить гусеничные трактора, которые использовались как тягачи (например, таскали артиллерийские орудия). Когда началась война, танков на ХТЗ даже не ремонтировали.
Наступавшему врагу завод не оставили, эвакуировав его осенью-1941 в Алтайский край (РСФСР). Но танки не производились предприятием ни в Сибири, ни в Харькове, куда цеха вернулись три года спустя.
Сегодня предприятие занимается исключительно мирной техникой.
Миф третий: помог победить фашистов
И все же свою лепту в победу над гитлеровцами завод внес, создав бронетрактор ХТЗ-16. На вооружение взяли идею маршала Тухачевского (на тот момент уже расстреляного). "Вот у нас есть трактора, мы их обошьем броней. Чем не танки?" - предложил маршал.
- Они на обыкновенный трактор надели броню (были видны только гусеницы), сверху установили пушку и получили нечто вроде самоходного орудия, - рассказывают военные историки. – Эти бронетрактора воевали на территории Харьковской области, но ценность их была невелика, потому что скорость маленькая, броня тонкая, башня не крутилась. Один пулемет был, но нужно было высовываться из башни.
Особых сложностей оккупантам харьковский бронетрактор не доставил: его легко выводили из строя немцы и бросали на поле боя красноармейцы. О такой модели умалчивает даже сайт ХТЗ, хотя военных фотографий с поверженными ХТЗ-16 осталось немало, в том числе на фоне Харькова. До наших дней не дожил ни один из полсотни экземпляров "эрзац-танка".
На модели ХТЗ-16 закончились попытки Харьковского завода производить военную технику во время Великой Отечественной войны. Уже в мирное время ХТЗ выпускал артиллерийские тягачи и самоходную гаубицу 2С1. Но - никаких танков.
Легендарный СХТЗ-15/30 делался целиком из железа, даже колеса были из металла.
Основные вехи в истории ХТЗ
28 января 1930 года - начато строительство "Югтракторостроя";
1 октября 1931 года - с конвейера сошел первый колесный трактор СХТЗ-15/30;
17 октября 1937 года - первый гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ;
ноябрь 1941 года - завод эвакуирован в г. Рубцовск (Алтайский край);
1944 год – восстановленный из руин ХТЗ выпустил 10 тракторов;
1949 год – первый дизельный трактор ДТ-54;
1958 год – первые поставки техники за границу;
1972 год – начали делать самоходную артиллерийскую установку 2С1 (производство продолжалось до конца 1980-х);
1973 год – начато серийное производство тракторов Т-150;
1989 год – параллельно начинают делать мини-трактора.
Кстати
Трактор-памятник установят возле "пятерых из ломбарда"
В свое время в начале пр. Косиора стоял памятник первому харьковскому трактору СХТЗ-15/30. Позже рядом возвели православный храм, а соседство с трактором посчитали моветоном. Куда делся исторический образец и что его ждет в будущем, толком не могут объяснить даже работники завода.
- Насколько я помню, его отдали на ремонт, - подсказал "Комсомолке" ответственный секретарь городской топонимической комиссии Алексей Хорошковатый. – Было несколько вариантов, куда его ставить. Скорее всего, трактор окажется в сквере имени Советской Украины (мэрия обещает начать там реконструкцию в следующем году – Ред.) где-то рядом с перенесенным из центра памятником "Пятеро из ломбарда". Там у него и стилизация будет, скажем так, в ушедшую эпоху.
СХТЗ-15/30 примечателен еще и тем, что делался практически без использования резины. Все четыре колеса были из металла.
Любопытна история брата-близнеца этой машины, трактор СХТЗ-15/30, который выехал с ХТЗ под номером 1126, попал в беларусский Давид-Городок. Когда в 1941-м близко подошел фронт, местный сторож вместе с женой разобрал трактор на запчасти и спрятал его от немцев. В земле смазанная солидолом куча железа пролежала три года.
Когда врага прогнали, трактор собрали заново, и он еще долго помогал аграриям в борьбе за урожай, за это его любовно прозвали "Капитаном". Так харьковская техника доказала, что она проста и надежна в эксплуатации. Сейчас аппарат номер 1126 красуется возле Пинского музея и выглядит, кстати, намного натуральнее своего близнеца, стоявшего возле Александровского храма в Харькове.
Фото Михаила Кучнева, с сайта облгосадминистрации.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies