Обуздать «искателей» невозможно
Не каждый холм – курган, и не каждый курган – холм, говорят специалисты. Под определение «насыпь, искусственно выделяющаяся в рельефе, правильной конусовидной полусферической формы» подходит около одиннадцати тысяч объектов на территории Харьковской области.
- Вообще, их никто толком не считал, - говорит археолог Сергей Берестнев. – Чтобы внести курган в государственный реестр, нужно заполнить 14 страниц текста. Чиновникам неохота с этим возиться. Поэтому фермеры спокойно их распахивают, а когда их призывают к ответу, только руками разводят: «А где видно, что это памятник? На нем ведь не написано».
Зато хорошо осведомлены о местонахождении курганов «черные» археологи. Особенно их привлекают скифские могильники, куда наши предки щедро клали оружие, украшения, посуду.
- Сейчас, я слышал, бригады старателей «бомбят» курганы под Песочином и в Купьевахе. Правда, не всегда успешно – часто могилы уже оказываются разграбленными, - отмечает археолог. - Попытки обуздать «искателей» ни к чему не приводят. Возле каждого кургана охрану не поставишь, к тому же охотники за стариной вооружены не хуже милиции. Один мой знакомый как-то пытался вместе с участковым отстоять курган, так их обстреляли из автомата. После чего участковый сказал: «С пистолетом в атаку не ходят», - этим все и закончилось.
«Отсюда легче было договориться с богами»
Разграбленное содержимое курганов позже оказывается на «черном» рынке. К примеру, глиняный горшочек в зависимости от орнамента и сохранности может стоить от 20 до 500 у. е. А цена украшения вообще считается по специальной формуле: нынешняя стоимость драгметалла, умноженная на коэффициент древности.
- Железный наконечник стрелы на рынке – от одного до двух долларов. Но в одном колчане их может быть до двухсот штук, поэтому старатели рады даже такой «мелочи» в могиле, - поясняет Сергей Берестнев. – Я видел рисунки очень интересных вещей, но принципиально не берусь консультировать, когда ко мне обращаются с просьбой установить их возраст. Все говорят, что случайно нашли. Но я не верю, что, например, серебряное зеркало просто так валялось на пашне.
Самым древним курганам – шесть тысяч лет. Ученый считает, что если бы это были обычные могилы, пусть даже вождей племен, их должно быть намного больше чем те 11 тысяч, что обнаружены в Харьковской области.
- Я склоняюсь к мысли, что хоронили в них, как правило, служителей культа, и курган имеет сакральный смысл - это святилище, своего рода жертва богам. Это не значит, что жреца убивали. Просто его естественная кончина нарушала равновесие между земным и потусторонним, поскольку он был медиатором. И ритуал погребения преследовал цель восстановить утраченный контакт с высшими силами. Отсюда легче было договориться с Богом.
Этим объясняется и содержимое могил. По мнению Берестнева, туда клали вещи не для того, чтобы помочь покойнику в загробной жизни. Это были жертвы, которые он должен был передать богам. А со временем курганная экипировка приобрела социальное значение и стала говорить о положении умершего в обществе.
Покойница держала в руках по младенцу
Сам Берестнев за двадцать с лишним лет изучил более двухсот древних захоронений. Пока ни одно из них не проявило свою мистическую сущность.
- Один только раз меня пробил озноб. Я раскапывал могилу, вход в которую был плотно забит глиной. В такой среде, где нет доступа воздуха, кости хорошо сохраняются. И вот, ковыряясь ножом в земляной шахте, я неожиданно попал в позвоночник. Раздался звук, как будто железом по стеклу. Вот тогда впервые я подумал, что покойнику, наверное, неприятны подобные прикосновения, - признается археолог.
А однажды под Балаклеей ученый наткнулся на необычное захоронение. Под курганом из трех слоев бута и глины лежали кости… собаки.
- Раз ее похоронили, как человека, видимо, племя считало ее земной реинкарнацией какого-то бога, – предполагает Сергей Илларионович. – А когда-то раскопали могилу, где на спине лежала покойница, и в каждой руке она держала по младенцу, повернутому в ее сторону. Можно только фантазировать, какая история скрывается за этим захоронением. Тем и ценны курганы, что дают представление о людях того времени. И уничтожение их крадет у нас часть информации, без которой мозаика будет не полной, - сокрушается ученый.
«Ітак пахати ніде»
Спасти курганы от разрушения можно только одним способом – вывести эти земли из севооборота, считает ученый.
- Но кто на это пойдет? В 90-х мы обратились с такой просьбой к губернатору Александру Масельскому, на что он ответил: «Ітак пахати ніде», - вспоминает Сергей Илларионович.
Сегодня по закону фермер, на чьей земле находится курган, должен заключать с археологами охранный договор, обязуясь не разрушать его, а в случае случайного повреждения, сообщать специалисту.
- Но для них и это – ограничение свобод, - говорит ученый. – Селянину проще заплатить за бульдозер и потихоньку сравнять курган с землей. Закон об охране памятников есть, но механизма, как их защищать, нет.
А можно было бы по примеру Швеции доплачивать хозяину земли на содержание кургана из госбюджета. А при раскопках – компенсировать ему причиненные неудобства и обязательно восстанавливать все, что разрыто. Тогда у фермера будет материальный стимул. Пока у нас на это не предусмотрено ни копейки.
Фото автора и Сергея Берестнева.
…А в это время
Мастерская скульптора превратилась в галерею земляков
Сын Шульженко заступился за памятник матери
В Харькове давно говорят о том, что неплохо было бы создать аллею выдающихся земляков. Некоторым из них уже готовы и памятники – они пылятся в мастерской скульптора Сейфаддина Гурбанова - архитекторы города все не могут подыскать им место.
- Я против того, чтобы просто лепить бюсты. Они неинтересны, и потому оказываются заброшенными: за ними никто не ухаживает, и нет желающих фотографироваться рядом с ними. Нужны композиции, тогда к ним потянется народ, - говорит скульптор. Он снимает накидки со своих творений, и становится понятно, что имеется в виду.
Памятник Клавдии Шульженко – изящная женская фигурка из бронзы у рояля из белого мрамора.
- Я и место приглядел для нее - перед Зеркальной струей. Там уже готовая площадка, и делать особо ничего не надо – арку она не закрывает и с дороги хорошо видна. Можно даже вмонтировать в ступеньку механизм, чтобы при нажатии начинал звучать «Синий платочек». Тогда и молодежь будет понимать, кто это. Там целый комплекс получается, - воодушевляется автор. - За Зеркальной струей – аллея героев-комсомольцев, - тоже в тему. И для туристов удобно: чуть пройти – памятник влюбленным.
На день рождения Клавдии Шульженко ее сын прислал в Харьков телеграмму с просьбой поддержать идею установки памятника прославленной артистке. Но в управлении архитектуры скульптору сказали: «Сначала закончим с Бекетовым».
«Без стелы Бекетов – просто мужик»
Бекетову повезло больше – его «прописка» уже утверждена. Бронзового архитектора «поселят» во дворе университета строительства и архитектуры (ХИСИ), предположительно ко Дню города. Памятник почти готов. Выглядит он так: на гранитном постаменте сидит бронзовый Бекетов и держит в руках ватман с чертежом ХИСИ (университет является заказчиком проекта). Позади архитектора – гранитная стела, сверху - капитель. Но и с этим памятником не все гладко. Городские архитекторы не в восторге от четырехметровой колонны: дескать, она не смотрится рядом с растущей во дворе многолетней елью.
- Стела - это символ его профессии, у архитекторов, как и скульпторов, все начинается с необтесанного куска камня, - возражает автор. - Стела подчеркивает линию, дает объем композиции, без нее будет просто мужик сидеть на стуле. Я сейчас ломаю голову над тем, как все-таки оставить стелу – может, сделать ее горизонтальной?
«Хочу извиниться перед Гурченко»
Компанию знаменитым землякам в мастерской Гурбанова составляет бронзовая Людмила Гурченко. Ей уже около года не могут найти в Харькове место.
- Когда буду в Москве, хочу зайти к ней, извиниться за харьковчан, - вздыхает Сейфаддин.
Напомним, изваяние именитой актрисы в образе героини «Карнавальной ночи» хотел подарить городу один из местных меценатов. Однако памятник так и не был установлен. Градостроительному совету не понравилась ни одна из выбранных для него площадок. Разгоревшаяся вокруг этого шумиха обидела Людмилу Марковну, и она даже написала харьковчанам прощальное письмо.
Рейтинги
Молодежи нравится скрипач, а пожилым – Шевченко
Самые любимые, некрасивые и спорные монументы города определили харьковчане
Стандартным «набором» - Ленин, Гоголь, Пушкин – не удивишь ни своих, ни приезжих. Только в последние несколько лет в Харькове появились скульптуры, которые заставили говорить о себе. «Комсомолка» провела опрос среди горожан и определила самые красивые, наиболее неудачные и спорные памятники города.
Герои Ильфа и Петрова радуют всех
Больше всего положительных эмоций вызывают бронзовые фигурки скрипача на площади Конституции и героев из «12 стульев» – Остапа Бендера, Кисы Воробьянинова, Эллочки Людоедки и отца Федора.
– Они и красивые, и современные, – говорит студентка Вера Мацкевич. – А скрипач на крыше – еще и необычный. Друзья, которые приезжают ко мне из других городов, в восторге от этих монументов.
На втором месте – памятник Тарасу Шевченко. Многим эта классическая композиция нравится. К тому же, по мнению большинства, она - на своем месте.
Третья по популярности позиция - у мемориала Славы.
От «Холодильника» веет советчиной
Самым неудачным харьковчане считают монумент Независимости на площади Розы Люксембург.
– Птица похожа на символ фашизма. Девочка же сделана просто ужасно – нельзя в такой скульптуре представлять человека в натуральный рост, – считает бильд-редактор одного из журналов Алексей Безценный.
Еще горожане не любят монумент в честь провозглашения Советской власти в Украине. Или, как его еще именуют, – «Холодильник» и «Пятеро из ломбарда». И это несмотря на то, что памятник был отмечен Госпремией.
– От него веет советчиной, коммунизмом, пустыми прилавками и лекциями о съездах КПСС, – объясняет секретарь Дарья Колодницкая. – Конечно, это наша история, но памятник совсем не эстетичен. Над ним все подшучивают.
Неудачным называют многие харьковчане и памятник основателям Харькова – казак Харько на лошади.
…А в это время
Больше всего споров вокруг влюбленных
Одним памятник влюбленным нравится, другим – нет. Но почти все говорят, что место для худенькой парочки выбрано неудачно - для скульптурной композиции нужен более высокий пьедестал и открытое пространство.
Разделились мнения горожан и по поводу памятников Ленину, а также футбольному мячу.
Есть проблема
Когда появится мемориал жертв Голодомора?
На днях будет объявлен конкурс на лучший проект памятника
Вопрос об установлении в Молодежном парке памятника жертвам Голодомора 1932 – 1933-х годов подвис. Напомним, что городские власти отказались выделять землю под мемориал, мотивируя тем, что от геноцида больше пострадали жители области и, соответственно, памятник надо размещать за пределами Харькова.
– Мы не согласны с такой позицией городских властей и уже неоднократно просили рассмотреть на сессии горсовета вопрос о выделении земли под мемориал в Молодежном парке, – сообщил «КП» советник губернатора по политико-правовым вопросам Иван Варченко. – Но ответа так и не получили. Поэтому обратились в прокуратуру с просьбой дать оценку действиям городских властей, которые нарушают 3-ю статью Закона Украины о Голодоморе. Увековечивание памяти харьковчан, которые погибли от голода в 1932 - 1933-х годах, не должно политизироваться.
Несмотря на то, что место для мемориала пока не выделено, оргкомитет по подготовке мероприятий, приуроченных к 75-й годовщине Голодомора, уже готовится объявить конкурс на лучший проект памятника. По словам Ивана Варченко, к 2008 году мемориал уже будет установлен.
Еще один проблемный памятник – воинам УПА – наконец-то оставят в покое. Мэр Харькова Михаил Добкин сообщил, что убирать его не будут, пока в городе есть хотя бы один человек, который высказывается за существование этого памятного знака.