Загрузить еще

Нереализованные проекты Харькова: эстакада на Клочковской, башни-близнецы на Московском проспекте и ракушка перед ЦУМом

14 метров - слишком лихой спуск
 
Экономический кризис заморозил немало смелых и экстравагантных проектов, которые могли изменить столицу Слобожанщины. Проблему пробок в центре Харькова собирались разрубить, словно гордиев узел, двухъярусной надземной дорогой на улице  Клочковской. Масштабная стройка, которая по изначальным подсчетам стоила от 100 до 150 миллионов гривен, должна была стартовать зимой 2008- го и завершиться через два года. Эстакада спускалась бы от улицы Скрыпника на Клочковскую. А там, параллельно последней магистрали, разветвлялась бы в двух направлениях: в сторону Алексеевки (и опускалась бы перед каскадом) и к станции метро "Исторический музей". Протяженность эстакады – 2,5 км, высота на перепаде Рымарская — Клочковская - Бурсацкий спуск - 14 м. Архитекторы видели и минусы проекта.
- Высота 14 метров для спуска машин с эстакады - это очень, очень опасно для водителей, - вспоминает зодчий Игорь Лаврентьев.
В итоге кризис разрешил споры. Но когда-то надземную дорогу на Клочковской все-таки построят, без нее там будет просто катастрофа, размышляет Игорь Николаевич. Но нравится эта идея не всем.
- Вы представляете в центре Харькова мост – грязный, железный, капающий маслом и бензином? - восклицает архитектор Татьяна Поливанова. - Кто в исторической части города строит эстакады? Центр разгружать надо не так.
Строительство надземной дороги - вопрос спорный, одним архитекторам идея нравится, другим - категорически нет.
Переход в форме огромного шара
Пустырь в центре Харькова, что на Московском проспекте,10/12, словно заколдован. Зодчие 35 лет ломают голову, создавая один проект за другим для обнесенного железобетонным забором места. Последний план застройки "пробивки Московского проспекта" - так по традиции именуют пустырь – был грандиозным.
В пяти разных по высоте зданиях могли разместиться магазины, кафе, рестораны, кинотеатр, гостиница и офисные помещения. А две 18-этажные башни из стекла и бетона соединял воздушный переход в форме шара. К слову, гигантский шар зодчие задумали не просто так – там хотели разместить просторный зал и смотровую площадку. Торгово-развлекательный комплекс планировали возвести за 5 лет.
 
Автор творения Олег Дроздов был уверен,
что строение станет новым символом Харькова.
То ли зулусский колпак, то ли ракушка
 
В 2007 году бурно обсуждали реконструкцию ЦУМа. Универмаг  мог обзавестись новым центральным входом - овальной семиэтажной пристройкой зеленого цвета. С чем скандальное строение только не сравнивали: кому-то оно напоминало ракушку, кому-то - дулю.
- Очень странный объем, неправильный конус в виде плетеной шляпы зулусского вождя, - охарактеризовал пристройку архитектор Игорь Лаврентьев.
Автор творения Олег Дроздов не без гордости назвал свое детище  фаллическим символом, который означал "торжество торгового янь над культурным инь". И обещал – строение станет новым символом города.
Хотя зодчие и разошлись во мнениях, впишется ли пристройка в архитектурный ансамбль города, большинство архитекторов все-таки сказали ей "да" на градостроительном совете.
 
Паутина виртуальных дорог
 
Пока что на бумаге остались проекты преображения Москалевки и района площади Восстания. На Москалевке на месте частного сектора муниципалитет видел огромный бизнес-центр. А на площади Восстания 90-летние постройки должны были уступить место жилым многоэтажкам. Но  кризис не оставил средств на расселение обитателей ветхих лачуг и частного сектора.
Нереализованными остались и проекты автомагистралей, которые облегчили бы жизнь харьковских водителей.
- Если пробить улицу Новгородскую в сторону Котлова, то по ней можно было бы выезжать на Центральный рынок, - к сожалению, это пока еще только перспектива. Есть план расширить ул. Академика Павлова на перекрестке с улицей 50-летия ВЛКСМ, рядом с рынком "Барабашово", и он вроде бы скоро будет реализовываться, но когда – не скажу, - сообщила "Комсомолке" Татьяна Поливанова.
По словам архитектора, в мэрии по-прежнему мечтают проложить автотрассу и через рынок "Барабашово" (на генплане города эта дорога, как стрела, стартует от улицы 50-летия ВЛКСМ и перелетает над речкой). А еще -  сделать Клочковскую просторной для транспорта. На чертежах старинная улочка расширилась уже до шести полос, и проект уже готовят для очередного градсовета. 
Пустырь в центре уже 35 лет пытаются застроить,
но все проекты рождаются мертвыми.
В тему
 
Возможен исход в пригород
 
Облик города меняют не только архитекторы, но и социальные процессы. Если в XX веке люди стремились в мегаполисы, то последние 20  лет в мире противоположная тенденция, отмечают зодчие. Средний класс обживает пригород, малообеспеченные горожане продолжают ютиться в квартирках типовых многоэтажек. В 90-е годы прошлого века московские нувориши подались на Рублевку, киевские – в Конча Заспу. Вслед за ними за окружную мегаполисов потянулись и зажиточные горожане.
В Харькове тоже может произойти массовая миграция в пригород, уверен ректор Харьковского университета строительства и архитектуры Юрий Шкодовский. 
- Это связано с повышением уровня культуры горожан. Они начинают понимать, что в перенасыщенных загазованных городах, где высокая концентрация выбросов, звуков и движения, гораздо ценнее свежий воздух и чистая вода, - пояснил Шкодовский.
Действительно, сегодня немало состоятельных харьковчан, особенно те, кто уже жил в частном доме, перебираются за город, соглашается доцент кафедры реставрации Харьковского университета строительства и архитектуры Владимир Лопатько.
- Но массово наши земляки пока не в состоянии убежать за город. Многие из тех, кто мечтал о частном доме, сейчас отказались от мысли его построить - это очень дорого, - сказал Лопатько.
Кроме того, коренные горожане, живущие в центре города, не торопятся переезжать на периферию.