19 декабря
Загрузить еще

"Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали"

Фото: Руководитель экологических проектов Международного фонда Александра Фельдмана Олег Герасимов рассказал об идее харьковского экопарка.
Сегодня пришло осознание того, что каменные джунгли, чистый воздух в специальной таре, животные только на экране телевизора и зеленая трава исключительно на заставке монитора компьютера – это не фантастика, а реальность. Сегодня уже никого не удивляет, что питьевую воду мы покупаем. А ведь мы помним еще времена, когда мы пили воду из-под крана на кухне или в фонтанчике возле школьной столовой. Природа не терпит насилия над собой. И не прощает. Это стало очевидным для всех. Многочисленные экологические инициативы и движения, инициированные ведущими мировыми организациями, стремительное развитие глобальных  экологических проектов, темы энергосбережения и просто воссоздание уголков живой природы становятся более чем актуальными. Они – жизненно необходимы. Одной из наиболее модных тем в современном мире становится создание экопарков.
Учат человека жить в согласии с природой
- Я бы не говорил о моде на экопарки. Тем более что она, к сожалению, еще так и не пришла в Украину, – говорит в начале нашего интервью руководитель экологических проектов Международного фонда Александра Фельдмана Олег Герасимов. – Создание экопарков – это действительно современный тренд, обусловленный прежде всего сугубо прагматическим желанием попытаться восстановить нарушенное равновесие в природе, от которого страдают все без исключения крупные мегаполисы.
- А чем отличается традиционный парк от экопарка?
- Основное отличие заключается в том, что, помимо традиционной природо-охранной функции, экопарки выполняют очень важную образовательную функцию. Они являются оптимальной моделью, которая учит человека жить в согласии с природой, уважать ее законы и быть ответственным по отношению к живому миру, который нас окружает. Сегодня существуют различные форматы экопарков. Есть экопарки, которые расположены непосредственно в городской черте, как, например, в Стокгольме. Они имеют статус национальных. Во многих странах существует практика, при которой заповедники становятся экопарками. Все более популярным становится формат, при котором "с чистого листа" в пригородных зонах появляются целые экопоселения.
- Но и украинские застройщики предлагают недвижимость в так называемых экопоселках.
- Давайте не смешивать понятия. Для многих застройщиков подобные предложения – не более чем рекламное усиление привлекательности объекта. Да и за самой приставкой "эко-" подразумевается зачастую так называемое элитное строительство. Когда мы говорим о современных экопоселениях, то речь идет о целой сбалансированной экономической модели, при которой обеспечивается не только проживание в чистой сертифицированной экологической зоне, но и наличие всех инфраструктурных компонентов, в том числе и производств, которые исключительно отвечают высоким эко-стандартам. Другими словами, люди могут жить и работать в полной гармонии с природой. Как правило, во многих странах экопоселения имеют  государственную поддержку. 
<подзаголовок>Инвесторы есть, нужен климат
<текст>- А чем вы объясните тот факт, что проекты экологической тематики вызывают достаточно вялый интерес инвесторов?
- Во-первых, это далеко не факт. Я могу привести достаточно интересных экологических инвестиционных проектов. В том числе и на уровне межгосударственного  партнерства. Например, сегодня в Китае при инвестиционном участии Германии реализуется проект создания уникального экопарка "Цин-Дао", который занимает площадь порядка 100  квадратных километров. Германия взяла на себя проектирование, обеспечение технологической составляющей. Здесь ключевым вопросом является создание максимально благоприятного инвестиционного климата для экопарков  и других проектов экологической тематики.
- Но все-таки согласитесь, что Украина на сегодняшний день не может похвастаться масштабными проектами создания эко-парков.
- Согласен.  И очень надеюсь, что наш проект создания экопарка в Харькове станет во многом  показательным.  
Бесплатная реабилитация для детей-инвалидов
- Вы рассматриваете этот проект как инвестиционный?
- Инициатор создания экопарка Александр Фельдман рассматривает этот проект прежде всего как социальный.  Естественно, одноименный благотворительный фонд готов к достаточно крупным инвестиционным вложениям. Но, учитывая актуальность проекта, мы готовы к партнерскому участию. Мы уверены, что подобные проекты должны получать статус национальных. Это – современная европейская практика. Тем более что наш экопарк будет уникальным. Его особенностью будет создание в рамках экопарка детского реабилитационного центра для детей с органическими повреждениями центральной нервной системы и детей c ограниченными возможностями.  К сожалению, только в Харьковской области согласно официальной статистике насчитывается около 46 тысяч  детей диспансерной группы с неврологической патологией.  У нас около 8 тысяч детей-инвалидов. Все они нуждаются в реабилитации, а в регионе нет ни одного современного  комплексного мультифункционального полноценного реабилитационного центра.  Мы думаем, что сможем принимать детей и из других регионов Украины.
- Во сколько обойдется реабилитационный курс?
- Я уже говорил, что наш проект – социальный. И  большинство детей будут получать помощь бесплатно. Это – твердая и принципиальная позиция инициатора проекта Александра Фельдмана. Но мы не исключаем, что будем развивать медицинский туризм. И за конкурентную плату сможем предложить нашим зарубежным пациентам высококачественные современные  реабилитационные курсы, сочетающие в себе  классические  подходы реабилитации и так называемые  фоновые методы лечения, такие как анималотерапия,  арт-терапия и другие.
- А насколько остро стоит проблема  со специалистами, которые будут работать в реабилитационном центре?
-  В Украине много квалифицированных  талантливых специалистов.  Другое дело, что у нас не так много профильных учреждений современного уровня для их профессиональной реализации.  Но, конечно, необходимо признать, что достаточно остро стоит вопрос и научно-методологического обеспечения. Именно поэтому мы делаем упор на развитие именно научно-методологического обеспечения проекта, в рамках которого приглашаем специалистов к сотрудничеству.  Более того, мы заинтересованы и в привлечении молодых специалистов, аспирантов, студентов, которых готовы обучать. Мы активно сотрудничаем с зарубежными реабилитационными центрами и разрабатываем программы стажировок для украинских специалистов. 
Место для семейного отдыха
- Но, очевидно, что детский реабилитационный центр – это одна из составляющих харьковского экопарка. А что еще вы планируете предложить потенциальным посетителям?
- Основная наша цель – это создание уникального экологического пространства, где было бы возможным попытаться восстановить нарушенное равновесие человека с природой. Причем в самом широком гуманитарном и социальном смысле. Наш экопарк – это место для семейного отдыха, где родители, дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями смогут не только приятно проводить время, но и получат бесценную возможность общения на природе и с природой. Уже сегодня наш контактный зоопарк пользуется огромной популярностью. И здесь важной является и миссия воспитания: ребенок, который умеет общаться с животным, никогда не сможет быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим. Сегодня приходит осознание того, что, к сожалению, уходит культура общения, взаимопонимания, культура отдыха. Экологию необходимо рассматривать в самом широком смысле этого слова: существует экология семьи, экология любви, экология души, если хотите. Мир очень хрупок. И от того, сможем ли мы  воспитать новый тип человека "экоsapiens" т.е. Человека, мыслящего и действующего в интересах сохранения окружающей среды, зависит будущее каждого из нас.  Я бы даже сказал, будет ли у нас будущее.