26 декабря
Загрузить еще

Харьковские ученые сделали из танка трактор

Харьковские ученые сделали из танка трактор

Безопасен для почвы

Еще осенью этот трактор стоял на экспозиционной площадке БТРЗ № 115. Теперь он «трудится» в одной из харьковских строительных компаний. При массе всего 9 тонн и производительностью, в два раза выше, чем у самого мощного в Украине трактора – «Кировец», эта машина вызвала у специалистов настоящий восторг.

- Это же бывшая военная техника! У нее запас прочность – на века, - восхищается один из разработчиков трактора, сотрудник кафедры «Тракторы и автомобили» Харьковского национального технического университета сельского хозяйства Дмитрий Ткаченко. – Сегодня лучшим в Украине считается яднепропетровский комплекс (агрегаты местного производства плюс трактор на базе немецкого Caterpillar Challenger MT865 – Прим. ред.). Он три раза попадал в Книгу рекордов Гиннеса за обрабатываемую за сутки площадь. Наша техника с успехом может заменить немецкую, но будет раз в пять дешевле и с большим сроком службы. А еще ее существенное отличие в том, что она не травмировует почву: за счет широкой гусеницы у нее сравнительно низкое давление на почву. В нынешних тракторах этому, как правило, не уделяют внимания.

Первая же модель оказалась невероятно мощной

Разработкой трактора на базе утилизированной военной техники Дмитрий Ткаченко занялся еще в начале 90-х. Вместе с ведущими конструкторами отечественного сельхозмаша и военспецами он вошел в состав государственной комиссии, которая работала над национальной программой производства технических комплексов и машин для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Уже тогда военным была поставлена задача демилитаризации, и ученые заинтересовались возможностью приспособить военные машины под нужды фермеров.

- После распада СССР в Украине осталось пять бронетанкоремонтных заводов, один из них – в Харькове. Они занимались тем, что резали списанные танки на металллолом. Я попросил на нашем БТРЗ № 115 ходовую часть танка и трансмиссию (гусеницу), - вспоминает Дмитрий Иванович. - Они все равно подлежали утилизации, а мы предложили командиру части попробовать сделать на их базе трактор для села. К делу подключились конструкторы завода, и нам разрешили попробовать.

Испытания проводили в Золочеве – местный председатель колхоза предоставил ученым двигатель ЯМЗ–238. Харьковские конструкторы приняли во внимание неудачный опыт львовских коллег (те в своих разработках оставили броню, к тому же установили на трактор танковый двигатель, из-за чего машина получилась очень тяжелой – 21 тонна). Броню сняли, вместо башни установили готовую кабину с трактора, сделали кое-какие конструкторские доработки.

- Трактористы были довольны. Оказалось, что производительность нашей машины в два раза выше, чем у гусеничных тракторов ХТЗ. При той же скорости она могла тянуть 9-корпусный плуг, тогда как техника ХТЗ – только пятикорпусной. Хотя пробную модель надо было еще дорабатывать – слишком разогревался двигатель при таких нагрузках, - поясняет Ткаченко.

Разработками харьковчан заинтересовались в России

Эксперимент неожиданно прервали. Министерство обороны, узнав об испытаниях под Золочевым, немедля выслало на БТРЗ № 115 проверяющих. Командира части обвинили в воровстве списанного (!) танка.

- Комиссия долго искала, к чему придраться, но все документы были в порядке, - заверяет ученый. - И все равно командира части сняли, конструкторов завода уволили, а мне предложили выкупить списанную ходовую за девять тысяч долларов! Где бы я их взял? Так что нашу первую модель трактора военные порезали на металлолом.

Это было в 1995-м, а спустя девять лет к ученому из сельхозуниверситета неожиданно пришли бывшие конструкторы БТРЗ № 115 Степанов и Ткачук. Они рассказали, что Россия заинтересовалась возможностью делать из танков трактора.

- Нам предлагали для работы всю Кубинку (военный завод под Москвой – Прим. ред.). Видя такую заинтересованность россиян, мы решили еще раз попытать счастья в своем отечестве – все-таки прошло столько лет, и в правительстве были уже новые люди. Я направил письмо Георгию Крючкову (тогдашнему председателю комитета ВР по обороне), где описал нашего «Кентавра» - так мы назвали нашу разработку. Просил выделить на заводе № 115 участок испытания узлов и деталей (после их утилизации) для изготовления тракторов. И у нас получилось! Ребят снова вернули на завод, и нам разрешили продолжить разработки. Правда, военное ведомство поставило жесткое условие: показать готовый образец ко Дню танкиста, а это через 36 дней! Завод работал в три смены, Степанов и Ткачук ночевали там. Но успели!

Техника будет по карману мелкому фермеру

На днях вуз заключил с заводом договор на доработку «Кентавра».

- Нужно поработать над мелкими, но существенными деталями, - говорит директор Харьковского филиала НИИ – полигона мобильной техники Николай Кириенко. Его центр занимается сертификацией практически всей техники, которая попадает на харьковский рынок.

- Нужно подогнать под стандарты размеры машины, ее вместимость, литраж, условия безопасность для машиниста: вибрация, шум, освещение, вход в кабину, - всего примерно 17 параметров, - поясняет Никалай Максимович. – Кроме того, нужно четко понимать, для чего будет использоваться этот трактор: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. А для этого необходимо разработать целый пакет технической документации.

Первую модель ученые и конструкторы делали практически на голом энтузиазме. Но чтобы довести эту разработку до ума, по их рассчетам, нужно около миллиона гривен. Недавно разработчики «Кентавра» снова обратились к руководству страны.

- Созданный нами вариант трактора – большой, для промышленности. Мы же просим Минпромполитики профинансировать разработку и испытания сельскохозяйственного гусеничного трактора. Кроме того, на его базе можно сделать малогабаритную установку специально для мелких фермеров, - говорит Дмитрий Ткаченко. – Купить современные трактора они сегодня не в состоянии. А наш трактор получается гораздо дешевле: основа-то фактически готова.

Кстати

К созданию малогабаритной техники можно подключить студентов, считает Дмитрий Ткаченко.

- В нашем университете вузе уже около 25 лет дейсвует студенческое конструкторское бюро. В качестве дипломного проекта ребята конструируют новые мотоблоки или тракторы. Одна из их разработок в 1987 году на выставке в Индии произвела такое впечатление на профессиональных производителей, что иностранная фирма предложила организовать совместное производство. Но помешал развал СССР.

ТТХ

Модель двигателя – ЯМЗ-238;

Мощность двигателя, кВТ (л. с.) - 176,5 (240);

Габаритные размеры, мм:

Ширина – 2500,

Длина – 5600,

Высота – 3100;

Скорости движения, км/час:

переднего хода - 2,2-21,8,

заднего хода - 2,39-9,37;

Масса трактора (эксплуатационная), т – 9,55;

Удельное давление движителей на почву, кг/кв.см – 0,31.

Фото автора.