Загрузить еще

Что дали Харькову 5 мэров за 20 лет

Евгений Кушнарев (1990 - 1996)
 
Открыл Алексеевскую ветку метро и утвердил герб
 
Евгений Кушнарев стал первым руководителем города, избранным демократическим голосованием. Хотя Харьковом он руководил в тяжелое время, народ Кушнареву доверял. Доказательство тому - установленный им рекорд местных выборов, который до сих пор никто не побил: баллотируясь на второй срок, Евгений Петрович получил 60 % голосов харьковчан.
- Евгений Кушнарев установил стандарты работы органов самоуправления - и дресс-кода, и поведения, и правил подготовки документации, - говорит политолог Владимир Никитин, замдиректора Харьковского регионального института Национальной академии госуправления при Президенте Украины.
Времени правления Кушнарева Харьков обязан и нынешним гербом. За "Рог изобилия" депутаты проголосовали в 1995-м. При Евгении Петровиче в городе построили последние детсад, школу и поликлинику — у его преемника денег на такие масштабные проекты уже не было. Кроме того, именно первый мэр 6 мая 1995 года перерезал красную ленточку на входе станции "Госпром" - тогда ввели в эксплуатацию первые пять станций Алексеевской ветки подземки, следующие две достроили почти через 10 лет - в 2004-м.
 
Евгений Петрович установил выборный рекорд, который до сих пор не побит - баллотируясь на второй срок, получил 60 % голосов.
Кстати
 
Кушнарев был "пионером" во многом. Причем не только связанном с руководством городом. К примеру, именно для него впервые в Харькове купили служебную иномарку - Audi. В интервью "Комсомолке" Евгений Петрович рассказывал, что выслушал по этому поводу кучу неприятных слов:
- Не станешь же всем объяснять, что каждую неделю мне приходилось мотаться в Киев. При скорости 120 км/ч на "Волге" трясло так, что еле живой добирался. А еще надо было в этот же день вернуться, а потом снова работать.
 
Михаил Пилипчук (1996 - 2002)
 
Вернул звание "Почетный гражданин Харькова" и вернул городу Гурченко
 
Михаилу Пилипчуку досталось, пожалуй, самое тяжелое время для работы из всех руководителей города. "Задел", остававшийся от СССР, уже был исчерпан, городской бюджет наполнялся слабо. Так что главной задачей мэра стало хоть как-то удержать город на плаву.
- Он продолжил традиции своего предшественника в организации деятельности городского аппарата, поскольку был секретарем городского совета при Кушнареве, и когда Евгения Петровича забрали в Киев в администрацию Леонида Кучмы, Пилипчук исполнял его обязанности, - говорит Владимир Никитин.
Масштабных строительных проектов при Михаиле Дмитриевиче не было, говорят эксперты. Единственное, что вспомнилось - строительство вольера для медведей в зоопарке. Его, кстати, признали лучшим в Европе. Но были значимые инициативы другого толка. Во времена Пилипчука разработали и утвердили Устав территориальной громады, по которому Харьков живет до сих пор. Он же возродил еще дореволюционную традицию присваивать звание "Почетный гражданин города Харькова". В числе первых почетных оказались Любовь Малая, владыка Никодим, Валентин Библик, Юрий Поярков, Людмила Гурченко. Кстати, именно мэру Пилипчуку и тогдашнему начальнику управления культуры горсовета Константину Шердицу удалось помирить Людмилу Марковну с родным городом. На Харьков она обиделась еще в советские годы и долго не приезжала на родину. Чтобы наладить отношения, понадобилось два года. Также при втором городском голове появилась традиция отмечать детей, родившихся в первые минуты Нового года, вручая подарки родителям.
Чтобы уговорить Людмилу Гурченко вернуться на родину Михаилу Дмитриевичу и его начальнику управления культуры пришлось два года вести с ней переговоры.
- Он один из самых обаятельных людей, которых я в принципе знаю, - говорит о Пилипчуке депутат горсовета Константин Кеворкян. - Но иногда в работе требуется быть более жестким.
 
Владимир Шумилкин (2002 - 2006)
 
Реконструировал проспект Ленина и запустил две станции подземки
 
На время правления Владимира Шумилкина пришлось празднование 350-летия Харькова. К круглой дате городу досталась солидная финансовая помощь из госбюджета. Так что удалось воплотить такой масштабный проект, как реконструкция проспекта Ленина. Собственно, именно о ней в первую очередь вспоминают харьковчане, когда речь заходит о том, что сделал Шумилкин для города.
- Это безусловно был очень дорогостоящий проект, сегодня по его образцу делается реконструкция проспекта Гагарина, - говорит Константин Кеворкян.
На время работы Владимира Андреевича выпало празднование 350-летия города.
В том же юбилейном 2004 году в Харькове появился пока что единственный монумент работы Зураба Церетели — памятник основателям города (известный в народе, как Казак Харько) и были открыты две новые станции метро - "Ботанический сад" и "23 Августа". Справедливости ради надо отметить, что строительство подземки активно лоббировал губернатор Евгений Кушнарев.
Сам Владимир Шумилкин в интервью, которое он давал "Комсомолке" еще в бытность мэром, к своим достижениям причислил то, что город стал светлее, а у харьковчан начал формироваться новый дух (см. "КП" за 7 ноября 2005 года). Кстати, именно Шумилкин ввел традицию праздновать Новый год на площади Свободы, на одно из гуляний он даже пришел в образе Деда Мороза.
 
Михаил Добкин (2006-2010)
 
Создал "Жилкомсервис" и выбил для нас Евро-2012
 
Михаил Добкин стал первым мэром Харькова, который отважился реформировать ЖКХ. При нем появились КП "Жилкомсервис" и диспетчерская служба мэрии 15-62 (тогда — 062).
- Он получил довольно сложное наследие, и находился в конфликте с властью в период оранжевой революции, - напоминает о стартовых условиях, в которых оказался Добкин-мэр, Константин Кеворкян. - И вопросы субвенций, которые важны для города, занимали основную часть его деятельности. Он развивал инфраструктуру, обращая внимание на вещи, скрытые от глаз обычного человека. Впервые начал заниматься коммуникациями.
Безусловно, самым серьезным достижением Михаила Добкина на посту мэра можно назвать то, что при нем город завоевал право на проведение матчей Евро-2012. Но можно вспомнить и многое другое. К примеру, при мэре Добкине во дворах Харькова начали активно устанавливать детские площадки, а в парках реконструировали фонтаны. Также постепенно стали открываться закрытые в 1990-е детсады, прошла серьезная реформа в службе "скорой помощи" - от ремонта в 4-й неотложке до установки GPS-навигации на автомобили с красными крестами.
Михаил Маркович взялся за реформу ЖКХ и ремонт коммуникаций.
Добкин мог бы сделать гораздо больше, если бы не "воевал" с Аваковым, считают эксперты.
- Можно сказать, что из тех четырех лет, которые он был мэром, два года ушло на харьковскую войну - противостояние обладминистрации и мэрии, - говорит Владимир Никитин. - В этом плане деятельность Добкина как мэра можно оценивать только по периоду марта 2009 - марта 2010 года. В этот период он мог реально заниматься городскими делами.
 
Геннадий Кернес (с 2010-го)
 
Начал ремонтировать проспект Гагарина и строить Диснейленд
 
Высказывание Михаила Добкина о том, что Геннадий Кернес является лучшим мэром за историю Независимой Украины, недавно прогремело на весь Харьков. Так ли это, можно будет адекватно оценить, когда он проработает на посту столько же, сколько предшественники. Пока что большая часть "будущих достижений" Кернеса — еще в процессе. Но многие эксперты уже сейчас склонны согласиться с утверждением Добкина.
Геннадий Адольфович дал старт сразу нескольким весьма амбициозным проектам.
- Геннадию Кернесу досталась большая часть наработок предыдущих мэров, и я рад, что Харьков благоустраивается комплексно, - говорит Константин Кеворкян.
- Не случайно в этом году Харьков признан самым благоустроенным городом Украины, - говорит Никитин.
Из самых масштабных проектов, которым дал старт Геннадий Кернес, - реконструкция проспекта Гагарина и строительство первого в Украине Диснейленда в парке Горького.
 
 
Фото Павла ЮРКИНА, из архива Михаила ПИЛИПЧУКА, из архива "КП".