Загрузить еще

Поделись информацией, начальник!

Представительства различных органов власти в нашей области оказались достаточно продвинутыми в плане снабжения харьковчан информацией. После вступления в силу профильного закона практически везде появились подразделения, которые занимаются (попутно или исключительно) ответами на вопросы любопытных граждан, их объединений и юридических лиц.
 
Мэрию спрашивают о коммуналке и земле
 
За 200 дней работы по новому закону больше всего корреспонденции пришлось обработать сотрудникам мэрии – 843 запроса (по данным на 21 ноября). Только за текущий месяц поступило 85 запросов. Половина обращений люди принесли лично, четверть - прислали по Интернету, а почти каждый десятый доверил документ почтальону.
За 200 дней работы по новому закону больше всего корреспонденции пришлось обработать сотрудникам мэрии.Фото из архива "КП".
Следует отметить, что посвященная публичной информации страничка на сайте мэрии - самая удобная. Здесь коротко, ясно и без излишней законодательной нагрузки указаны все необходимые сведения: где? что? как? и другие важные моменты включительно со способом обжалования.
- Чаще всего спрашивают о коммунальном хозяйстве (112 вопросов),  земельных отношениях (94), жилищной политике (56) и просят предоставить копии решений (51), - перечислил директор департамента делопроизводства Александр Хохлов. - До экзотики пока не доходило, но были разные моменты. Например, непонятно зачем просили все принятые в 2007 - 2011 годах решения горсовета и горисполкома. Сейчас же мы определили граничные нормы оплаты за изготовление копий, и теперь люди вряд ли будут просить такое количество бумаг.
 
Граждан интересуют доходы губернатора
 
Не страдает от недостатка внимания и облгосадминистрация, специалисты которой справляются со вторым по численности потоком запросов среди регионов страны (после Киева и перед Киевской областью). Больше всего вопросов поступает по понедельникам (до 16).
- С мая 2011-го мы получили в общей сложности 445 запросов, - сообщил начальник управления обеспечения доступа к публичной информации ХОГА Дмитрий Ястребов. – К примеру, студентам необходимо почерпнуть какие-то статистические данные. С пенсионерами сложнее всего. Дело в том, что мы находимся в одном помещении с отделом по обращениям граждан, и люди не понимают разницы между информационным запросом и обращением. "Когда я получу пенсию, как ее пересчитают?" - спрашивают, хоть это и не от нас зависит.
В числе самых популярных запросов чиновники называют финансирование учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения и земельные вопросы. Любопытные харьковчане интересуются и доходами чиновников первой и второй категории (то есть губернатора и его заместителей) и просят заверенные копии распоряжений председателя ОГА. Есть и нетривиальные задачи.
- Пару раз требовали финансовые документы порядка 70 - 80 организаций, а поскольку они находятся в нашем ведении, именно нам пришлось все это собирать, - вздыхает Дмитрий Владимирович. – А по одному из районов как-то запросили все нормативные акты по выделению земельных участков со времен создания облгосадминистрации. В предусмотренные пять дней уложиться было невозможно (часть документов уже передали в архив), просили продлить срок.
 
У налоговиков требуют подтвердить проверку
 
По сравнению с местными органами власти интерес к другим ведомствам у харьковчан и жителей региона значительно ниже. Не в последнюю очередь это может быть связано с громоздкими сведениями о правах на получение информации на сайтах учреждений. Приходится открывать длинные документы (законы, приказы, постановления), долго вникать в их смысл. Но даже это не останавливает граждан.
В налоговую администрацию Харьковской области по состоянию на 31 октября поступило 22 запроса на информацию, в том числе четыре – из столицы. Они были обработаны в срок.
- Самые популярные вопросы касались предоставления законодательной информации, налоговых документов (копии деклараций, накладные, справки о доходах) и документов, позволяющих работникам ГНС проверять налогоплательщиков, - отметили в налоговой.
В областном управлении статистики "Комсомолке" признались, что чаще всего у них спрашивают об индексе инфляции и среднемесячной заработной плате. Причем не обязательно за месяц, могут и за несколько лет узнать.
 
Силовиков превращают в телефонный справочник 
 
Обеспечением доступа к публичной информации занимаются и силовые структуры. Скажем, за полгода в ГУ МВДУ в Харьковской области пришло девять запросов, большинство из которых касались ДТП со смертельным исходом и расследования резонансных преступлений.
- Также обращались с просьбой предоставить контактные телефоны правоохранительных органов, судов, адвокатов, - причем даже не мобильные, а рабочие, - удивляются в Центре общественных связей областной милиции. - Может, у кого-то нет Интернета или справочника. Интересовались данными о сотрудниках милиции, которые осуществляют охрану общественного порядка на определенной территории: участковые, патрули. То есть узнавали, кому жаловаться, если что.
Втрое меньше запросов поступило в управление исполнения наказаний – только три. В канцелярии управления нам объяснили, что вопросы касаются предоставления различных справок
- Пишут осужденные, просят гражданские люди. К примеру, им нужны справки о зарплате, которые, как я понимаю, могут быть им необходимы для получения пенсии, - рассказывает Татьяна Витальевна, сотрудница канцелярии. - Если людям нужен большой объем информации и при этом они не прописывают, что это информационный запрос – поступает, как обращение. Тогда сроки выполнения разные.
 
Советы бывалого
 
Как обращение назовете, так оно и "поплывет"
 
По вопросам практического применения закона о доступе к публичной информации "Комсомолка" пообщалась с харьковским юристом Максимом Корниенко, который, как говорится, собаку съел на оформлении подобных документов.
- Как правильно оформлять запрос?
- Во-первых, нужно писать "запрос на информацию", а не "информационный запрос". На первый взгляд, разницы нет, но на самом деле это очень важно. В первом случае отвечают за пять дней, во втором - от 15 дней до месяца. Во-вторых, нужно понимать, у кого именно находится информация, потому что нет смысла, к примеру, просить у мэра сведения, которые есть в департаменте жилищного хозяйства.
- Каким способом надежнее передавать в органы власти обращение - на личном приеме, по телефону, электронной или традиционной почтой?
- Я, например, сначала отправляю по электронной почте, а потом дублирую в письменном виде. Если они первый вариант получили, они уже начинают работать над моим запросом. А если нет – у меня есть ответ, что они его получили в письменном виде.
- Сколько времени ждать ответа?
- Как правило, должны уложится в пять дней. А если речь идет об очень важной информации (трагедии, аварии и еще ряд моментов) – в течение 48 часов. В таких случаях подготовленную информацию забираем я или мой помощник. Почта у нас не всегда хорошо работает.
- Местные органы власти выполняют законы?
- По сути, стараются выполнять. Пока что ответственные за эту работу  побаиваются не выполнять реформ президента. Но есть ряд нареканий на работу Харьковского городского совета. Электронной почты их лишили, и отправить ответ каким-то другим образом, кроме как письмом, они не могут.
- А есть структуры, куда бесполезно писать запросы на информацию?
- Куда я ни писал, везде отвечали.
 
Справка "КП"
 
Запрос на информацию может быть индивидуальным или коллективным и подаваться в устной, письменной или иной форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте).
В запросе указываются реквизиты распорядителя информации, данные самого запрашивающего (ФИО или наименование, адрес, телефон), отмечают общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, относительно которого сделан запрос, если спрашивающему это известно.
Если запрос касается предоставления большого объема информации или требуется длительный поиск информации, срок рассмотрения запроса может быть продлен до 20 рабочих дней с обоснованием такого продления и предупреждением обратившегося.
 
Кого спрашивают чаще всех*
 
Мэрия 843
Обладминистрация 445
Областная налоговая администрация 22
Облуправление милиции 9
Управление исполнения наказаний 3
*Количество запросов об информации, пришедших в учреждение с момента принятия закона и до 20-х чисел ноября.