Картинок должно быть много
В книжных магазинах уже целые отделы отданы под детскую литературу - красочные, с качественной бумагой и оригинальным оформлением. Издательства постарались для любого возраста – от грудничка до тинейджера.
- Оформление, конечно, сейчас на высоте, - проводит меня среди полок продавец-консультант одного из магазинов Наталья. - Ребенка до пятого класса привлекают иллюстрации, и современные издатели это учитывают. Часто именно так и приучают малыша к чтению – через разглядывание картинок.
Детская литература с советских времен изменилась не только внешне. Наталья, которая прочитала едва ли не все новинки в своем отделе, со знанием дела констатирует: язык стал другим.
- Он теперь более ироничный. Популярные сегодня детские детективы или приключенческие истории – очень смешные. Взять, к примеру, книги Матюшенко. Однажды к нам пришла мама посоветоваться, как привлечь ребенка к чтению. Мы порекомендовали этого автора. Так уже через неделю она пришла за следующей книгой, - вспоминает девушка.
В ходу - энциклопедии и фэнтези
На полках рядом с новыми авторами обнаруживаю великолепные издания Паустовского и Пришвина.
- Это классика, - поясняет Наталья. – Маленькие любители животных до сих пор с удовольствием читают этих авторов. Чуковский, Михалков, Маршак, Носов – по-прежнему любимые писатели малышей.
А вот дети постарше больше увлекаются фантастикой и фэнтези: «Гарри Поттер», «Артур», «Хроники Нарнии»… Спрос на них особенно вырос после экранизации этих книг. Успешно развивается еще одно направление – детские энциклопедии.
- Обычно их берут на подарки, но часто дети выбирают сами, если чем-то интересуются особо: космосом, техникой, животными. Так что мы не чувствуем, что дети стали меньше читать, - уверяет Наталья.
Издатели поощряют читателей
Стоимость детской книги - от 1,8 («раскладушка» для самых маленьких) до 50 грн. (подарочное издание). Тот, кто не может себе позволить регулярно пополнять личную библиотеку, отправляется в общественную. Библиотекари согласны с продавцами: дети не стали меньше читать.
- Да, в 80-х в СССР выпускалось больше книг на душу населения, чем сейчас, - говорит замдиректора областной библиотеки для детей Роман Драган. – Но нельзя сказать, что это отразилось на чтении. Запросы ребят изменились, появилось много научно-популярных телепрограмм о Вселенной, мировых открытиях, исторических событиях, новых профессиях… После их просмотра ребята приходят к нам за справочниками или специализированной литературой. Кроме того, появились альтернативные источники информации, тот же Интернет. То, что сейчас происходит, мы называем трансформацией детского чтения.
В областной библиотеке для детей полным ходом идет ремонт. В последние годы подобные учреждения в Харькове стали лучше финансироваться из бюджета. По словам Романа Анатольевича, они в состоянии теперь закупать практически весь ассортимент периодики, представленной на лотках города.
- Ежегодно, помимо книг, мы заказываем еще около 300 наименований газет и журналов. А еще начали потихоньку собирать видеотеку. В идеале нам бы хотелось, чтобы ребенок мог посмотреть у нас фильм или посетить какое-то из наших мероприятий: викторину, развлекательную игру, брейн-ринг, - развивает планы замдиректора библиотеки. - А еще мы заметили, что популяризации чтения у детей очень способствуют всевозможные конкурсы.
Подобные конкурсы активно поддерживают сами издатели: обеспечивают призами, награждают встречей с любимым писателем. Кстати, и Минобразования не остается в стороне: оплачивает поездку «лучших читателей года» в Артек.
Детских авторов найти трудно
- Современный ребенок быстро взрослеет, - говорит главный редактор одного из популярных отечественных детских журналов Евгений Петрик. – Однажды я час общался в Интернете с мальчиком, и по темам, которые мы обсуждали, был уверен, что ему 15. Оказалось, что это был десятилетний ребенок.
Этот журнал впервые вышел в декабре 2003 года сразу тиражом 20 тысяч экземпляров. Но продать удалось чуть больше половины. Реализаторы не верили в то, что подобную литературу будут покупать, и отказывались брать ее на продажу. Теперь тираж журнала - 37 тысяч, объем – 128 страниц (!), и к выходу готовятся еще нескольких изданий для детей.
- Нам пришлось потрудиться, чтобы найти хороших авторов. Сегодня не так много людей, умеющих писать для детей. Но если делать это легко и увлекательно, ребенок будет читать обо всем. Главное с ним не сюсюкать, не относиться к нему, как к умственно отсталому.
Спорт заменили модой
В журнале не боятся никаких тем. Хотя признают, что спорту стали уделять меньше внимания (дети охладели к подвижным играм) и больше – моде («Что одеть?» - постоянно спрашивают маленькие читатели). А во время «оранжевой революции» команда Петрика сделала номер, посвященный выборам.
- Дети ведь не глухие и не слепые, они видят, что происходит вокруг. Конечно, у нас не было политики. Мы просто в доступной игровой форме объяснили ребятам, что такое демократия. И предложили им поучаствовать в выборах президента журнала. Редакция разбилась на партии со своими программами, к примеру, женская партия объявляла, что сделает журнал исключительно о моде, партия любителей комиксов обещала печатать только веселые картинки... Мы специально придумали такие радикальные программы, чтобы уже в раннем возрасте ребята поняли, как трудно бывает выбрать. В итоге пришло столько бюллетеней, что, пока мы их пересчитывали, незлым тихим словом помянули эту идею, - смеется редактор.
С каждым годом детских изданий становится все больше.
- Почему? Трудно сказать. Возможно, оценив успех «Гарри Поттера», когда из детской книги сумели сделать мегабестселлер, принесший огромное количество денег, издательства кинулись развивать это направление, - предполагает Евгений Петрик.
Мнение педагогов
Над букварем надо еще поработать
Учителя хвалят нынешний ассортимент детских книг.
- Сейчас много развивающей и обучающей литературы. Не все ребята ходят в детские сады, а такие книжки помогают подготовить малыша к школе: натренировать руку к письму, обучают скоростному чтению, знакомят с искусством. Удобно, что они сопровождаются рекомендациями для родителей – это настоящие помощники для тех, кто воспитывает детей дома, - говорит замдиректора УВК № 15 по дошкольному образованию Антонина Маренич. – А какие сейчас «раскраски»! Они очень удобны для развития мелкой моторики руки, распознавания гаммы цветов, умения располагать рисунок на листе бумаги и создания композиции. Очень хороши книжки и для развития логического мышления и воображения. Единственное, что требует доработки, на мой взгляд, - это современные азбука и букварь. Они чересчур уж насыщены иллюстрациями, так что ребенку трудно определить основное на странице.
Что касается школьников, то они просто не успевают читать.
- В пятом классе это уже трагедия для учеников. Они не успевают читать даже основную программу, - говорит замдиректора ??? Алла Гурина. – Поэтому нужно еще в начальных классах вырабатывать у ребят навыки быстрого чтения.