Во время реконструкций старых зданий на ободранных стенах реставраторы нередко находят бесценные образцы монументального искусства. Иногда росписи известных художников удается восстановить.
«Шкатулка» с сокровищами
В начале прошлого века в центре Харькова появился домик, который по оригинальности мог бы соперничать с особняками Москвы. Здание, построенное по заказу известного предпринимателя Бойко, напоминало каменный ларец с крышкой. Не менее оригинальной была и внутренняя отделка «дома-шкатулки», как его окрестили харьковчане. Особняк Бойко был украшен изысканными росписями в стиле украинского модерна.
- Бойко очень хорошо разбирался в искусстве, он работал на сахарного магната Харитоненко и часто по его заказу покупал картины у художников, - рассказал ведущий научный сотрудник отдела памятников истории Центра культурного наследия Владимир Путятин. - А когда строил свое жилье, Бойко привлек для росписи великих мастеров - Николая Самокиша и Сергея Васильковского. На стенах парадного появились чаши со степными украинскими цветами - васильками, календулой, и фантастическими растениями. Кстати, перед этим художники в таком же стиле оформили дом земства в Полтаве. Эти работы ценны еще и потому, что Самокиш был художником-баталистом, руководил батальной мастерской Петербурской императорской академии художеств (автор известного полотна «Полтавская битва»).
С приходом советской власти в «Шкатулку» поселили несколько сотрудников НКВД с семьями. Для удобства снесли верхнюю часть здания с куполами и сделали надстройку. Внутреннее убранство тоже изменили. Парадное с росписями превратили в подъезд, картину Васильковского начальник жэка выбросил на свалку, а росписи по советскому стандарту сразу же привели в «приличный вид»: половину забелили, половину закрасили.
Тайна под побелкой
Больше сорока лет «Ларец» хранил свою тайну. О росписях и их гениальных авторах просто забыли. В семидесятых историей дома Бойко занялсяся киевский искусствовед Виктор Чепелик, который вместе со студентами стал снимать слой побелки со стен и освобождать яркие орнаменты.
- Тогда появились первые публикации в газетах. Искусствоведы приезжали в Харьков смотреть на уникальные росписи. Хотя видна была только часть композиции – верхняя. Нижнюю часть – ту, что была закрашена, - Чепелик трогать побоялся.
Сейчас о столетних росписях снова вспомнили. Оказалось, что за последние пять лет монументальные работы серьезно разрушились. Виной тому и коммунальные проблемы (в доме прорвала одна из труб, пар заполнил подъезд). К тому же харьковские ученые опасаются, что новое поколение жильцов решит отремонтировать подъезд и просто закрасит шедевр.
- Однажды я привел студентов в этот дом, чтобы показать уникальный образец монументального искусства, - вспоминает преподаватель академии дизайна и искусств Вячеслав Шулика. - Ведь таких росписей Самокиша в оригинале практически нигде не сохранилось. Студенты были поражены. Тут и возникла идея работать над созданием специальной методики реставрации для спасения творений.
А несколько месяцев спустя худпромовцы уже смогли восстановить два фрагмента росписи.
- Мы сняли семь (!) слоев малярных красок, которые скрывали росписи, - рассказывает Шулика. - Естественно, наших усилий недостаточно! И мы пытаемся обратить внимание властей на шедевр.
Кстати, кроме росписей в «Шкатулке» сохранилось еще одно сокровище – мраморная лестница с коваными перилами. Специалисты уверяют, что если реставрировать весь комплекс, можно сохранить для истории интерьер той эпохи.
Работы Лансере прикрыли полотном!
В начале 30-х в Харькове закончилось масштабное строительство Дворца культуры железнодорожников. Для внутреннего оформления здания в украинскую столицу пригласили известного художника с французскими корнями Евгения Лансере (прославился как мастер иллюстраций к книгам Льва Толстого).
- Он был одним из лучших монументалистов в Союзе, - говорит Владимир Путятин. – Расписывал здания в Москве и Петербурге. Вместе с Александром Бенуа готовил эскизы росписи зданий Казанского вокзала.
Евгений Лансере с радостью согласился поработать в Харькове. В Харьковской губернии прошло его детство, он любил этот город.
- На двух громадных панно (примерно 8 на 10 метров) Лансере изобразил Кавказ в духе реализма. Эти росписи – редчайший образец монументального искусства того времени, уцелевший после репрессий и войны. До Великой Отечественной многие творения уничтожали вместе с художниками.
Последний раз росписи Лансере основательно реставрировали в 60-х. После этого лишь восстанавливали цвет. В ДК железнодорожников водили экскурсии, в основном – студентов. Сейчас росписи закрыты полотнами. Сотрудники ДК задрапировали стены с росписями, которые начали разрушаться.
- Мы ждем, чтобы власть обратила внимание на эти произведения искусства, - прокомментировала директор ДК Анна Путивская. – Ведь, чтобы привести их в порядок, нужно нанять профессиональных реставраторов.
Мир хижинам, война дворцам
Несколько лет назад, когда в здании Художественного музея во время ремонта с потолка свалился кусок штукатурки, присутствующие только ахнули. Взору открылись чудные линии и рисунки ангелочков. Так в музее случайно узнали, что под слоем побелки и штукатурки скрываются уникальные образцы искусства.
- Сто лет назад это был особняк пивовара Игнатищева, владельца завода в Новой Баварии, - объяснил Владимир Путятин. - Он был весь расписан, словно дворец. Придя к власти, коммунисты использовали этот особняк как роддом. Под лозунгом «Мир хижинам, война дворцам» уничтожались любые намеки на роскошь. Стены закрасили, и никакой информации об этих росписях не сохранилось.
Сотрудникам музея удалось обнаружить еще несколько мест с уцелевшими изображениями, но целая композиция, увы, не выдержала испытаний. Найденные элементы восстановили и сейчас их можно увидеть в зале иконописи.
Кстати
В отличном состоянии находятся настенные росписи в Доме ученых (особняк архитектора Бекетова). Несколько лет назад во время ремонта художники восстановили несколько оригинальных росписей. В трапезной на первом этаже можно увидеть монументальные работы в неорусском стиле с фантастическими жар-птицами и портретами боярина и боярыни. А в голубой гостиной потолок украша.т роспись «Аполлон и музы».
- К сожалению случаев реставрации и сохранения монументального искусства намного меньше, чем примеров уничтожения, - подытожил Владимир Путятин.