8 ноября
Загрузить еще

Уникальные росписи погибают под слоями краски

Уникальные росписи погибают под слоями краски

Во время реконструкций старых зданий на ободранных стенах реставраторы нередко находят бесценные образцы монументального искусства. Иногда росписи известных художников удается восстановить.

«Шкатулка» с сокровищами

В начале прошлого века в центре Харькова появился домик, который по оригинальности мог бы соперничать с особняками Москвы. Здание, построенное по заказу известного предпринимателя Бойко, напоминало каменный ларец с крышкой. Не менее оригинальной была и внутренняя отделка «дома-шкатулки», как его окрестили харьковчане. Особняк Бойко был украшен изысканными росписями в стиле украинского модерна.

- Бойко очень хорошо разбирался в искусстве, он работал на сахарного магната Харитоненко и часто по его заказу покупал картины у художников, - рассказал ведущий научный сотрудник отдела памятников истории Центра культурного наследия Владимир Путятин. - А когда строил свое жилье, Бойко привлек для росписи великих мастеров - Николая Самокиша и Сергея Васильковского. На стенах парадного появились чаши со степными украинскими цветами - васильками, календулой, и фантастическими растениями. Кстати, перед этим художники в таком же стиле оформили дом земства в Полтаве. Эти работы ценны еще и потому, что Самокиш был художником-баталистом, руководил батальной мастерской Петербурской императорской академии художеств (автор известного полотна «Полтавская битва»).

С приходом советской власти в «Шкатулку» поселили несколько сотрудников НКВД с семьями. Для удобства снесли верхнюю часть здания с куполами и сделали надстройку. Внутреннее убранство тоже изменили. Парадное с росписями превратили в подъезд, картину Васильковского начальник жэка выбросил на свалку, а росписи по советскому стандарту сразу же привели в «приличный вид»: половину забелили, половину закрасили.

Тайна под побелкой

Больше сорока лет «Ларец» хранил свою тайну. О росписях и их гениальных авторах просто забыли. В семидесятых историей дома Бойко занялсяся киевский искусствовед Виктор Чепелик, который вместе со студентами стал снимать слой побелки со стен и освобождать яркие орнаменты.

- Тогда появились первые публикации в газетах. Искусствоведы приезжали в Харьков смотреть на  уникальные росписи. Хотя видна была только часть композиции – верхняя. Нижнюю часть – ту, что была закрашена, - Чепелик трогать побоялся.

Сейчас о столетних росписях снова вспомнили. Оказалось, что за последние пять лет монументальные работы серьезно разрушились. Виной тому и коммунальные проблемы (в доме прорвала одна из труб, пар заполнил подъезд). К тому же харьковские ученые опасаются, что новое поколение жильцов решит отремонтировать подъезд и просто закрасит шедевр.

- Однажды я привел студентов в этот дом, чтобы показать уникальный образец монументального искусства, - вспоминает преподаватель академии дизайна и искусств Вячеслав Шулика. -  Ведь таких росписей Самокиша в оригинале практически нигде не сохранилось. Студенты были поражены. Тут и возникла идея работать над созданием специальной методики реставрации для спасения творений.

А несколько месяцев спустя худпромовцы уже смогли восстановить два фрагмента росписи.

- Мы сняли семь (!) слоев малярных красок, которые скрывали росписи, - рассказывает Шулика. - Естественно, наших усилий недостаточно! И мы пытаемся обратить внимание властей на шедевр.

Кстати, кроме росписей в «Шкатулке» сохранилось еще одно сокровище – мраморная лестница с коваными перилами. Специалисты уверяют, что если реставрировать весь комплекс, можно сохранить для истории интерьер той эпохи.

Работы Лансере прикрыли полотном!

В начале 30-х в Харькове закончилось масштабное строительство Дворца культуры железнодорожников. Для внутреннего оформления здания в украинскую столицу пригласили известного художника с французскими корнями Евгения Лансере (прославился как мастер иллюстраций к книгам Льва Толстого).

- Он был одним из лучших монументалистов в Союзе, - говорит Владимир Путятин. – Расписывал здания в Москве и Петербурге. Вместе с Александром Бенуа готовил эскизы росписи зданий Казанского вокзала.

Евгений Лансере с радостью согласился поработать в Харькове. В Харьковской губернии прошло его детство, он любил этот город.

- На двух громадных панно (примерно 8 на 10 метров) Лансере изобразил Кавказ в духе реализма. Эти росписи – редчайший образец монументального искусства того времени, уцелевший после репрессий и войны. До Великой Отечественной многие творения уничтожали вместе с художниками.

Последний раз росписи Лансере основательно реставрировали в 60-х. После этого лишь восстанавливали цвет. В ДК железнодорожников водили экскурсии, в основном – студентов. Сейчас росписи закрыты полотнами. Сотрудники ДК задрапировали стены с росписями, которые начали разрушаться.

- Мы ждем, чтобы власть обратила внимание на эти произведения искусства, - прокомментировала директор ДК Анна Путивская. – Ведь, чтобы привести их в порядок,  нужно нанять профессиональных реставраторов.  

Мир хижинам, война дворцам

Несколько лет назад, когда в здании Художественного музея во время ремонта с потолка свалился кусок штукатурки, присутствующие только ахнули. Взору открылись чудные линии и рисунки ангелочков. Так в музее случайно узнали, что под слоем побелки и штукатурки скрываются уникальные образцы искусства.

- Сто лет назад это был особняк пивовара Игнатищева, владельца завода в Новой Баварии, - объяснил Владимир Путятин. - Он был весь расписан, словно дворец. Придя к власти, коммунисты использовали этот особняк как роддом. Под лозунгом «Мир хижинам, война дворцам» уничтожались любые намеки на роскошь. Стены закрасили, и никакой информации об этих росписях не сохранилось.

Сотрудникам музея удалось обнаружить еще несколько мест с уцелевшими изображениями, но целая композиция, увы, не выдержала испытаний. Найденные элементы восстановили и сейчас их можно увидеть в зале иконописи.

Кстати

В отличном состоянии находятся настенные росписи в Доме ученых (особняк архитектора Бекетова). Несколько лет назад во время ремонта художники восстановили несколько оригинальных росписей. В трапезной на первом этаже можно увидеть монументальные работы в неорусском стиле с фантастическими жар-птицами и портретами боярина и боярыни. А в голубой гостиной потолок украша.т роспись «Аполлон и музы».

- К сожалению случаев реставрации и сохранения монументального искусства намного меньше, чем примеров уничтожения, - подытожил Владимир Путятин.