В детстве, когда не хотелось учиться, родители пугали меня страшилкой о том, что неучам после школы прямая дорога в дворники. В 12 лет я была уверена, что лучше уж дворы мести, чем решать задачи по геометрии. Отработав дворником по заданию редакции всего один день, я поняла, как заблуждалась на этот счет. Кажется, что тяжелее труд - только у шахтеров. Только платят им впятеро больше.
Без договора денег не получите
Казалось, что подмести придомовую территорию – проще простого.
Жэк № 125 с удовольствием принял в свои ряды журналиста, а начальник даже предложила заключить трудовой договор. А то оплаты труда не последует, предупредила она. Я отказалась, решив сэкономить городские деньги.
- Тогда приходите на участок к Валентине Яковлевне, инвентарь и спецодежду получите у нее, - сказали мне по телефону.
Не женское это дело
В 6.30, когда я прибыла на подмогу, Валентина Яковлевна уже успела убрать около двух подъездов и почистить в них мусоропроводы.
Очень милая женщина лет пятидесяти, даже легкий макияж на лице. Каждому улыбнется, поздоровается. О таком интеллигентном дворнике можно только мечтать.
Валентина Яковлевна сразу объяснила, что ее территория - два девятиэтажных дома, шесть подъездов. Программа-минимум на сегодня – вылизать этот участок, вычистить мусоропроводы и получить разнарядку в жэке на дополнительную работу. Метла для меня нашлась, перчатки тоже. Я хотела было получить инструктаж, но никаких особенных правил, как выяснилось, нет. Главное, чтобы чисто было.
Перед тем как приступить к наведению марафета, из каждого подъезда выносим мусор (мусоропроводы не заварены). До краев емкость не насыпаем. Поднимаю бак и понимаю, что весит он как минимум 20 кило. К такому испытанию я явно не была готова.
- Раньше мусор выносили не дворники – была специальная должность в жэках, - говорит Валентина Яковлевна. - Работали в основном мужчины. Сейчас этот труд - на женских плечах: среди дворников мужиков днем с огнем не сыщешь. Из каждого подъезда утром приходится выносить два-три бака, а летом и осенью, когда народ лакомится дынями-арбузами, – по пять-шесть.
- Этот подъезд более культурный, - говорит Валентина Яковлевна. – Даже летом я выношу по три – четыре бака, а в последнем – лентяи: ходить с ведром на улицу – не для них.
Моя напарница не позволила мне больше таскать баки: «Тебе еще рожать», - сказала она. Делаю вывод: молодым женщинам детородного возраста в эту профессию лучше не идти.
Война с окурками и презервативами
Мусоропроводы почистили, жильцы могут продолжать бросать в них что ни попадя… А я теперь убежденный сторонник эксперимента городских властей по завариванию мусоропроводов. А те, кто против, пусть поднимут хоть один бак.
Убирать за жильцами подъезда оказалось непросто: самое грязное место – под балконами. Мы намели 20-литровый бак окурков!
- И так - каждый день, - вздыхает Валентина Яковлевна. - Понятно, что курить в квартире никто не хочет, но можно ведь обзавестись пепельницами и складывать окурки в них. Знали бы жильцы, как тяжело выуживать окурки из сухой травы и кустарников, не бросали бы их из окон. Еще один бич дворников – шелуха от семечек и презервативы. Такого добра на каждом участке хоть отбавляй.
Мусор вынесли, берем в руки метлы. Не отвлекаясь на разговоры, метем минут 15. Вроде бы делаю все так же, как и профессионал, но вот и темп не тот, да и мелкий мусор остается позади. Моя напарница тактично молчит, я стараюсь успевать, но понимаю, что это невозможно. На наведение марафета около одного подъезда уходит около получаса – ладони начинают побаливать, лицо покрывается слоем пыли, а горло пересыхает от жажды…
Фантики, обрывки газет, пластиковые бутылки, битое стекло – все попадает под нашу метлу. Эх, если бы еще метелочку получше, а не этот огрызок. Но нынче инвентарь выдают редко, говорит дворник. А спецодежду выдавали лет 10 назад, правда, резиновые сапоги года три назад получали.
- Раньше, - вспоминает с грустью Валентина Яковлевна, - и жилье дворникам давали. Я успела получить однокомнатную квартиру. Но сейчас даже комнату в коммуналке не дают. А вот если бы такую практику возобновили, полку дворников бы прибыло. Ведь интересуются люди условиями работы, многие бы согласились. А пока у нас вместо 15 дворников только 6.
Во сколько же оценивают этот адский труд, спрашиваю я. Ставка – 458 грн. «грязными», плюс бригадирские – итого 500 грн. в месяц набегает. Да и те, оказывается, задерживают: уже должны были зарплату за февраль дать, а выплатили только аванс.
На часах – 8.45, время бежать в жэк на планерку. Это своеобразный перерыв, после которого – уборка бесхозных участков. А за них платят? Пока нет, говорит моя наставница, но теперь, после переведения в штат КП «Харьковблагоустройство», обещают за все излишки добавить денег. Начальник жэка подтверждает, что после того, как землемеры просчитают заново все участки, каждый начнет зарабатывать минимум 800 грн. Но это когда будет, а убирать-то нужно сейчас!
«Тяжелая артиллерия пришла»
На подходах к жэку - интересная картина: припаркованы четыре трактора.
- Тяжелая артиллерия пришла, - говорит Валентина Яковлевна. – Будем габаритный мусор по району собирать.
Дворник-бригадир оказалась права: начальник жэка и мастер в одном лице подтверждает, что сегодня на всех участках придется грузить «крупняк». Для этого все дворники бросают свои участки и начинают… гоняться за трактором. А бегать приходится женщинам пенсионного возраста. Участок тоже немаленький – 94 высотных дома!
Чтобы приободрить подчиненных, начальник сообщает, что сейчас всем вручат новые метлы, да не одну, а по пять в руки! Женщины радуются инвентарю, как цветам на 8 Марта.
Команду «убирать кучки в трактор» получили, берем на плечо лопату - и в путь. Первый объект нашего внимания – за километр, Валентина Яковлевна идет таким быстрым шагом, что я едва поспеваю. В ковш нагребаем осеннюю листву, ветки, сбрасываем доски, даже диван отправляем туда же. И так бегаем по району в поисках еще трех мини-свалок. На самую большую недобросовестные жильцы снесли строительный мусор: кто-то стены выбивал, кто-то унитаз менял, да и бросил посреди двора.
От лопаты крепатура в руках, ноги уже не хотят бежать следующую дистанцию за трактором. Наверное, на этом трудовой день дворника должен закончиться, думаю я. Оказывается, нет: до 14.00 каждой нужно убирать на бесхозных участках хотя бы крупный мусор. Кстати, в основном ничейные территории – вокруг хрущевок, потому что дворники с большим энтузиазмом работают в многоэтажках. Там из-за мусоропроводов коэффициент зарплаты больше.
Когда к полудню мы вернулись в наш двор, мести можно было начинать заново: возле одного подъезда кто-то лакомился орехами, возле второго валяется порванный пакет с мусором – кто-то не донес до мусорки.
По дороге в редакцию я размышляю: сколько же нужно платить за такой тяжелый труд, чтобы люди шли в дворники? А детям – мой совет: лучше уж задачки по геометрии решать.
…А в это время
Убирать становится опасно для жизни
В последнее время стало «модно» выбрасывать мусор из окон. Валентина Яковлевна говорит, что несколько раз пакеты летели прямо на нее – едва успевала увернуться. Дворники надеются, что вскоре за такое свинство будут утверждены штрафы.