Мэрия: поездки станут качественней и безопасней
В муниципалитете решили сократить число маршрутов автобусов на два десятка. Все 18 социально значимых маршрутов, с ценой проезда 50 копеек, сохранят. А вот маршрутки в привычном нам виде - мелких «Газелей» - практически уничтожат как вид: они останутся работать только на двух направлениях. Остальные 148 маршрутов - автобусные.
- Мы будем предлагать на конкурс исключительно пакетные предложения - по обслуживанию отдельных секторов Харькова, - заявил директор городского департамента транспорта и связи Евгений Водовозов. - Город будут обслуживать солидные крупные перевозчики, то есть базовые предприятия. Это повлияет, прежде всего, на качество и безопасность.
По мнению чиновника, из-за дублирования некоторых маршрутов и конкуренции между перевозчиками страдают пассажиры. Евгений Водовозов объяснил, что в таких случаях должен быть один маршрут, но с большим количеством транспорта.
- Организация автобусного сообщения действительно должна быть другой, - соглашается профессор кафедры урбанистики Харьковского госуниверситета строительства и архитектуры Валерий Гук. - Да, маршрутов очень много, дублировать метрополитен недопустимо, а автобусы должны подвозить к метро. Но одни автобусы не справятся с перевозкой пассажиров. Нужен городской электротранспорт.
Кроме того, профессор убежден: транспорту нужна отдельная полоса на городских дорогах. Если не продумать организацию движения, техника будет без особого толку стоять в заторах.
Перевозчики: «Чиновники с нами на эту тему не говорили»
Собственники маршрутов очень плохо представляют себе, в каком направлении будет развиваться ситуация в городе и кто из них составит те великолепные пятнадцать предприятий, которые останутся на улицах Харькова.
- Чиновники с нами на эту тему даже не говорили, - развел руками собственник маршрутов №№ 16 и 252. - Но микроавтобусов у нас уже не осталось. От «Газелей» мы давно избавились, заменив их на автобусы.
- Пока никто ничего толком не знает, кроме того, что будет новая транспортная схема и что к Евро-2012 Харьков получит новые автобусы, - честно признался Анатолий Шатохин, директор автотранспортного предприятия. - Что касается пакетных предложений, то мне уже сказали, что мы не будем работать на Холодной Горе, потому что гонять туда машины с Салтовки - это неправильно. Но тогда мне должны дать маршрут на Салтовке, куда я переставлю полтора десятка машин. А на Холодной Горе будет работать кто-то другой. То есть это - революция. Я обеими руками «за», если в результате все будут довольны и никто ничего не потеряет. А то, что уйдут с рынка мелкие перевозчики со старыми «Газелями», - это хорошо.
Когда начнутся изменения, все только догадываются
Автоперевозчиков беспокоит и отсутствие каких бы то ни было сроков для обновления сети автобусных маршрутов. Произойдет это через неделю, месяц или год - загадка для предпринимателей. Между тем у автоперевозчиков уже закончились договоры на некоторые маршруты, и разрешение на работу с пассажирами продлено до особого распоряжения. Евгений Водовозов сообщил, что информация о конкурсе обязательно появится в муниципальной газете.
- Наверное, конкурс будет объявлен после того, как в Харьков начнут поступать автобусы из Львова (300 ЛАЗов, которые закупят в лизинг для КП «Харьковпасс» - Авт.). Нельзя что-то убирать, если нечем заменить, - считает Валерий Гук. - Что касается резкого сокращения микроавтобусных маршрутов, то, мне кажется, в действительности их останется больше двух. Думаю, идет запугивание, чтобы люди больше заплатили за лицензию.
Мнение специалиста
У проигравших конкурс останется пригород
Автоперевозчикам, которых после транспортных пертурбаций признают в Харькове лишними, безработица вовсе не грозит, уверен профессор кафедры урбанистики ХГТУСА Валерий Гук.
- Им есть куда идти. В них очень нуждается пригород. С мелкими автоперевозчиками произойдет примерно то же, что в свое время случилось с «Газелями», которые вытеснили за город. Впрочем, подобные тенденции наблюдаются во всем мире. Но скандал и протесты в Харькове, наверное, будут, - прогнозирует Валерий Гук.