Самая большая опасность - на высоте
По версии управления труда и соцзащиты облгосадминистрации, больше всего травм получают харьковчане, которые работают в сфере обрабатывающей промышленности. За ней в рейтинге травмоопасности следуют строительство, сельское хозяйство и транспорт. Кроме того, часто профессиональными заболеваниями органов дыхания болеют литейщики, формовщики, оббивщики металла - все те, кто трудится в запыленных помещениях. А вот смертей больше всего именно на стройке, что связано с высотой, на которой зачастую приходится работать строителям.
В НИИ гигиены и профзаболеваний медуниверситета называют схожий список.
- Самые травмоопасные профессии связаны, во-первых, с высотой, - говорит Лариса Зюбанова, заведующая научно-гигиеническим отделом института. - Это строители, маляры, штукатуры, кровельщики и другие. На второе место я поставлю тех специалистов, которые связаны с электрооборудованием - и здесь очень много смертельных случаев из-за электрического тока. Это электромонтеры, слесари по ремонту электрооборудования, слесари, которые работают с движущимся оборудованием. Ну и, конечно, литейщики — из-за расплавленного металла.
Главные причины несчастных случаев - организационные
Но в целом, по данным управления труда и соцзащиты, травматичность в области уменьшается. Об этом говорят статистические данные. В 2008 году на производстве пострадало 589 человек, а в 2009-м - 424.
- И даже смертей стало меньше: 31 против 41, - говорит Сергей Глухов, главный госинспектор по условиям труда. - Но люди реже получают травмы не потому, что меньше стали работать, просто больше внимания уделяют сегодня условиям труда и безопасности.
Основные причины несчастных случаев, утверждают в управлении, - организационные.
- Имеются в виду нарушения трудовой дисциплины и инструкций по охране труда, - поясняет инспектор.
Иногда подводит техника. Но может быть и такое, что человек просто плохо себя чувствовал на работе и был невнимателен.
Неоформленным рабочим на компенсации рассчитывать не приходится
Однако в полной достоверности данных официальной статистики можно усомниться. Ведь порой о той или иной производственной травме никто даже не узнает.
- Мой муж без трудовой работал в частной фирме, которая производила детские кроватки, - рассказывает харьковчанка Надежда. - Ему фрезерным станком отрезало фалангу указательного пальца и повредило большой палец. Директор предприятия отвез его в больницу и заплатил врачу 150 гривен, чтобы тот не оформлял травму как производственную. Фалангу зашили, а нам заплатили 300 гривен компенсации.
Специалисты предупреждают: работа без официального трудоустройства приводит к тому, что в случае травмы доказать что-то становится очень сложно. Приходится обращаться в суд, чтобы подтвердить, что пострадавший все-таки состоял в трудовых отношениях с работодателем.
- У меня был случай, когда верхолазы сдали свои трудовые книжки в контору и на второй день их направили на работу, - рассказывает Людмила Клочко, руководитель приемной Харьковской правозащитной группы. - А работа была на одном из предприятий Харькова, за проходной. Из-за нарушений техники безопасности организаторами работ конструкция обвалилась, и они оба получили очень тяжелые травмы. Было возбуждено уголовное дело, но оказалось, что фирмы этой вообще нет, а трудовые книги подбросили пострадавшим без всяких записей. Дело длилось очень долго, люди не смогли получить положенные компенсации. И только благодаря тому, что свидетелями в суде выступили сотрудники «скорой помощи», которая забирала их с территории предприятия, им выплатили компенсацию.
Специалисты напоминают: самое важное - задокументировать травму, чтобы установить, что этот несчастный случай произошел именно на производстве. Затем необходимо провести судмедэкспертизу и выяснить, насколько серьезна травма. От этого, а также от размера зарплаты будет зависеть размер компенсации. Основные выплаты осуществляет фонд страхования, кое-что должно выплачивать предприятие.