Загрузить еще

«Металлист»: каким он был до реконструкции и каким стал сейчас

Два года назад – осенью 2007-го – грандиозные планы превратить «Металлист» в футбольную арену европейского уровня казались если и не утопическими, то уж больно смелыми. В тот момент только достроили Южную трибуну, на Западной полным ходом шли работы. «Внутренности» чаши выглядели весьма плачевно: раздолбанные легкоатлетические дорожки, значительная часть трибун – без сидений. Территория вокруг стадиона была застроена гаражами и павильонами Конного рынка. Державинскую, которая сейчас соединяет стадион с проспектом Гагарина, язык не поворачивался назвать улицей – разве что переулком. Человек, который не заезжал в район стадиона с тех пор, сейчас рискует просто потеряться на незнакомой местности.

О прошлом напоминают только вход и кусок стены

В преображение стадиона за это время вложили больше $20 миллионов. В ходе реконструкции переделали абсолютно все: входы-выходы, облицовку, подогрев поля, зрительские сиденья... Собственно, проще перечислить то, что не переделали: в память о стадионе 1925 года строители оставили входной павильон и одну стену (красная колоннада аккуратно вмонтирована в ультрасовременного сооружения Восточной трибуны).

Все эксперты сходятся на том, что главная фишка «Металлиста» - 3500-тонная крыша из профильного листа и поликарбоната, которая защищает 100 % зрительских мест от дождя и непогоды. Крепится чудо-сооружение на внешних опорах, которые придают стадиону оригинальный вид.

В реконструированных трибунах разместили раздевалки и душевые кабины для спортсменов, комнаты судей, места для теле- и радиокомментаторов, помещение для службы безопасности, три телестудии, зал для пресс-конференций и пр. На главной футбольной арене Харькова будет действовать беспроводной Интернет.

Сейчас стадион вмещает более 40 тысяч болельщиков, 314 мест - для VIP-персон и 124 - в закрытых ложах, где работает VIP-клуб и ресторан. В каждом помещении - большие плазменные экраны.

У «Металлиста» 16 обновленных входов. Арена оснащена электронной системой контроля доступа. Билеты на матч можно будет приобрести при помощи электронной системы продажи билетов.

Изюминкой обновленного стадиона является уникальная австрийская видеокамера-спайдер, которая парит над полем во время игры. Аналогичной техники нет пока ни на одном стадионе в странах бывшего СНГ. Инвесторы установили также новейшие мультимедийные табло и заменили систему озвучивания. Электрический подогрев поля после реконструкции заметно прибавил в мощности – с 300 кВт до 1 МВт.

«Комсомолка» собрала коллекцию фотографий: как преобразились стадион и его окрестности за последние два года.

Прочность конструкции проверяли в аэродинамической трубе в Киеве

Перед тем как согласовать окончательный проект, модель стадиона «Металлист» испытывали в аэродинамической трубе специалисты Аэрокосмического института Национального авиационного университета в Киеве.

- К нам обратился главный архитектор проекта реконструкции «Металлиста» Александр Чуб с просьбой продуть модель стадиона в самой большой в Украине аэродинамической трубе ТАД-2, - рассказывает Роман Павловский, старший научный сотрудник кафедры аэродинамики университета, руководитель аэродинамических исследований. - У современных стадионов, к которым принадлежит и харьковский, навесы должны полностью накрывать сиденья зрителей. Навесы имеют очень большие габариты, и при определенной скорости ветра они могут отламываться и уноситься ветром. Чтобы этого не произошло, и делается продувка. Модель «Металлиста» выполнили в относительно большом масштабе, 1 к 100, это позволило с большой точностью определить ветровые нагрузки на стадион. В определенных местах на макете мы просверлили отверстия и с помощью тоненьких трубок соединили их с датчиками давления, которые, в свою очередь, подсоединили к компьютеру. В данной модели было примерно 250 таких датчиков. Модель стадиона в аэродинамической трубе поворачивалась относительно потока ветра. В результате исследований мы составили графики и таблицы распределения коэффициентов давления на поверхности модели, конструкторы затем пересчитали их на натурные условия и определили нагрузки на стадион. Они получились равные десяткам и сотням тонн, но благодаря нашим исследованиям прочность конструкции гарантирована.

Справка «КП»

Строить стадион, который тогда прозаично назвали «Трактор», начали в 1925 году по личному указанию члена ЦК Анастаса Микояна. Открытие арены состоялось 12 сентября 1926 года. Позднее стадион назывался «Дзержинец» и «Авангард». «Металлистом» он стал в 1963-м. Спустя три года сооружение начали реконструировать. За год обновили Западную трибуну. Через три года уже фактически заново была построена Северная трибуна. В середине 60-х полностью реконструировали футбольное поле. Впервые в СССР именно здесь появилась дренажная система, а через некоторое время вырастили газон, лучший по качеству в Союзе. После этой реконструкции «Металлист» уже вмещал 30 000 зрителей. По плану следующей должны были реконструировать Южную трибуну – в 1979-м ее полностью демонтировали, но по непонятным причинам стройка остановилась. Больше 20 лет трибуна была огорожена деревянным забором. В 1998 - 1999 годах стадион снова попытались привести в порядок - реконструировали Восточную трибуну, в 2001-м – опять взялись за Западную. И только в 2007 году началась полная реконструкция стадиона. Ее проект разработала группа украинских архитекторов. Финансировали процесс государственный, местный бюджет и генеральный спонсор подготовки Харькова к Евро-2012, президент ФК «Металлист» Александр Ярославский.

Из первых уст

Губернатор Арсен АВАКОВ: «Мы посмотрели друг на друга и решились на эту авантюру»

- Начиналось все это одним поздним вечером 2006 года, когда, как и все население области, мы переживали осеннюю депрессию, а работы было много, как всегда... - как заправский сказочник, повествует о том, с чего начиналось Евро-2012 для Харькова, Арсен Борисович. - И в это время ко мне зашли два моих заместителя и футбольных функционера - Владимир Бабаев и Сергей Стороженко - со словами: «Может, все-таки попробуем?» Речь шла о том, чтобы вдогонку всем ушедшим срокам подписать письмо УЕФА и ФФУ, в котором гарантировалось, что Харьков и область готовы принимать Евро-2012... Мы посмотрели друг на друга и решились на эту авантюру. Поздно ночью Сергею Чернову, который тогда был заместителем председателя облсовета, пришлось подписывать письмо на английском языке, для чего он требовал немедленно его перевести. Мы быстро все сделали и отправили письмо. После чего, как все знают, Харьков стал запасным городом для проведения матчей чемпионата - под номером 6. По большому счету, тогда нас никто всерьез не принимал. Сегодня ситуация совсем иная.