Загрузить еще

Высокоскоростным метро харьковчан заинтересовались в России

Высокоскоростным метро харьковчан заинтересовались в России

В скором времени ученые повезут презентовать проект в Белгород, где заканчивают разрабатывать схему городского транспорта.

 В СССР его посчитали провокатором

 Страсть к изобретательству передавалась в семье Мовчанов по наследству. Деда Александра, Андрея Мовчана, изобретателя и строителя харьковского Госпрома, репрессировали дважды. Когда свиделись в последний раз, он сказал внуку: «Дивись на світ своїми очима, а не вставними». Эту фразу Александр запомнил.

В 14 лет он нарисовал панораму города будущего. Мальчик хотел показать новое общество, в котором город и село станут единым целым, все будут жить в мире и согласии. Закончив политехнический институт и поработав некоторое время в «Гипрококсе», Александр Мовчан начал рисовать эскизный проект города мечты. Его составной частью был транспорт. Скоростное надземное метро - кабинки, движущиеся по пластмассовым трубам, - опоясывало город по всем направлениям, и даже проходило через дома горожан. Изобретатель решился показать свои работы зампредседателя Госплана СССР, однако вместо благодарности чуть не угодил за решетку.

– Академик посмотрел мои чертежи и сделал вывод, что я - провокатор! Он посчитал, что в трубу может залезть американский шпион! А интерес к моей персоне был повышенным, поскольку в семье были «враги народа». И я предпочел больше не заикаться о своем изобретении, – вспоминает Александр Мовчан.

А пять лет назад он пришел с чертежами в университет строительства и архитектуры к Валерию Гуку, профессору кафедры урбанистики. Тот посмотрел, сделал расчеты и оказалось, что идеи Александра Мовчана о сверхскоростном транспорте не так уж нереальны.

 Из Киева в Харьков - за час!

 Внешне «метро будущего» Александра Мовчана похоже на американские горки: в трубе диаметром два метра несутся кабинки, рассчитанные на 4 - 6 человек. При этом скорость кабинок будет от 100 до 500 км в час. Люди в них едут полулежа. Трубы не повторяют рельеф местности, потому что находятся на высоте 6 - 9 метров от земли. Питание - от электричества, при этом затрачивается минимум энергии. По сути модель представляет собой экологически чистый транспорт. Управление кабинкой происходит автоматически: пассажиру стоит только нажать на кнопку пункта назначения. Благодаря тому, что трубы имеют развилки, кабинки не останавливаются в тех пунктах, которые не нужны пассажирам.

- Расстояние в 40 км можно преодолеть всего за 15 минут, а от Харькова до Киева добраться за час. Таким образом этот транспорт можно сравнить по скорости движения с самолетом, а по комфортности - с личным автомобилем, - рассуждает профессор Гук.

Если уж совсем фантазировать, то в отдельных случаях линии могут проходить через здания. Идеальный вариант - личная парковка и остановка прямо в собственном доме, но такой шик, конечно, предполагает уже не муниципальные, а личные капиталовложения. Кабинку можно заказать, и она приедет в течение 10 минут, а можно и выкупить ее, при этом по стоимости она будет гораздо дешевле, чем автомобиль.

 Первая в списке покупателей проекта - Венесуэла

 По сравнению с другими видами транспорта, проект Александра Мовчана относительно недорогой. К примеру, проложить один км тоннеля обойдется в восемь раз дешевле, чем построить километр метрополитена. Ученые уже посчитали, что на опытный участок в 10 километров нужно 200 миллионов гривен, а то и меньше - все зависит от металла, который будет использован. Не проигрывает этот вид транспорта и по надежности.

- Он даже более надежный, чем метро, - рассказывает Валерий Гук. - Пассажиры больше изолированы от электрической системы. А в метро неосторожный человек может угодить прямо на линию напряжения.

Однако несмотря на все преимущества, реализация проекта в Украине пока не предвидится. Да, разговоры были. Соорудить «метро будущего» одно время предполагали в Крыму. Однако начался кризис, и дело затихло. Предлагали изобретатели свою идею и в Киев, к Евро-2012, но пришел ответ: «Нам монорельсы не нужны». Во Львове, где невозможно построить метрополитен по геологическим причинам, этот проект мог бы стать альтернативным. Пока интереса не наблюдается.

Тем временем проектом заинтересовались западные страны. Первой свое желание высказала богатая нефтью Венесуэла. Теперь подключились и ближайшие соседи – россияне. Однако главный генератор идеи мечтает, что его детище будет реализовано в Украине.

- Я готов ждать, сколько потребуется, - говорит автор проекта транспорта будущего.

 Кстати

 В гараж - на лифте!

 Еще одно актуальное изобретение Александра Мовчана - сотовые автостоянки. Это многоэтажные гаражи, в которые автомобили поднимаются на лифтах. Уже готовы проекты на 50 автомобилей, размерами 3 на 18 метров, и на 400 автомобилей, 18 на 12 метров. По словам изобретателя, цена одного места может колебаться от 30 до 60 тысяч гривен, что значительно дешевле стоимости гаражей в центре города. Разработкой электроники согласен заняться харьковский «Хартрон».

- Мы согласны взять на себя разработку системы управления стоянкой, если нам выдадут техническое задание и профинансируют, - рассказал сотрудник завода механик-электронщик Сергей Печенежский.

Однако Александр Мовчан не теряет надежды.

- Заказчиком может быть как конкретный инвестор, так и группа автовладельцев. Вложив деньги в такую стоянку, они станут ее собственниками, - агитирует Александр Мовчан.

 А как у них?

 В Америке - самый быстрый общественный транспорт

 Из-за бурного развития автомобилестроения в разных странах давно начали искать альтернативу машинам. Например, в Париже и Цинциннати сегодня восстанавливают трамвай, только называется он по-другому: легкие рельсы. В Германии, Америке, Японии, Китае, Италии, Франции существует монорельсовый высокоскоростной транспорт. Вагоны несутся друг за другом со скоростью 60 км/в час на высоте 6 - 9 метров над землей. А в Германии (Франкфурт-на-Майне) поезда развивают скорость до 400 км/час (используется магнитная подушка).

- Лет через пять после этого открытия в Германию приехали китайцы со своим премьер-министром и купили проект, - рассказывает профессор Валерий Гук. - Сегодня он успешно реализован между Шанхаем и шанхайским аэропортом: 40 км пассажиры преодолевают за 10 минут. Более того, китайцам настолько понравился этот вид транспорта, что они строят еще один отрезок Шанхай - Пекин длиной в 1,5 тысячи км.

США, конечно же, не остались в стороне. Американцы создали модель, позволяющую развивать скорость 500 км/час (и продолжают работать над ее увеличением).