Загрузить еще

Забастовка «Электротранса» продолжится: зарплаты людям еще не дали

Забастовка «Электротранса» продолжится: зарплаты людям еще не дали
Фото: несмотря на все распоряжения, денег никому не выплатили.

В старых и близких к центру районах особых проблем нет, на окраинах пассажиры потихоньку начинают звереть.

 Два рабочих и два выходных дня харьковчане провели без электротранспорта. Ожидаемой трагедии и вселенского столпотворения на остановках, вроде бы, не случилось. Но дискомфорт почувствовали многие: привычные «пути сообщения» были нарушены, некоторые не очень густонаселенные районы в паре-тройке километров от станций метро вовсе остались без транспорта. Обстановка в маршрутках местами тоже накалялась - особенно наэлектризованной становилась, когда сразу несколько пассажиров показывали водителю льготные удостоверения.

 Трамваям и троллейбусам придет конец?

 Для сотрудников «Горэлектротранса» эти дни прошли в томительном ожидании. Еще на прошлой неделе людям сказали на работу не выходить, но при этом ежедневно звонить и справляться о зарплате. Надежду дала премьер-министр: поручила принять безотлагательные меры для погашения задолженности. Однако еще вчера, несмотря на все распоряжения, денег никому не выплатили.

- Пока что не говорят ничего, - констатировал Александр, водитель трамвая из Октябрьского депо. - Мы не работаем, находимся дома, созваниваемся. Нам говорят: «Звоните каждый день». Но из нашего депо никто ничего еще не получил.

В депо, тем не менее, ходят слухи, что Тимошенко нашла какие-то средства для Харькова. По информации еще одного водителя, Юлии, 9 млн вроде бы нашел Киев, а три – Харьков... Однако все подобные домыслы в разговоре с «Комсомолкой» опроверг гендиректор КП «Горэлектротранс» Алексей Палант:

- Никаких денег не пришло, информации тоже нет.

Если денег из Киева не будет, наш город может остаться вообще без трамваев и троллейбусов, пророчит Палант:

- Если Киев не будет компенсировать проезд льготников, то «Горэлектротранс» существовать не сможет, останутся одни маршрутки и метро.

 Сокращать маршруты не планируют

 По официальной информации, ежемесячно предприятие тратит 15 млн, собирает всего шесть. Не исправит ситуацию, по мнению Алексея Паланта, и дальнейшее повышение стоимости билетов на трамваях и троллейбусах, о котором уже подумывают в мэрии.

- Даже если власти решат поднять стоимость проезда, думаю, это не поможет, - продолжает Палант. - Ведь, по закону, платные пассажиры не могут компенсировать проезд бесплатных. Приведу пример: вы пассажир трамвая, ездите в нем за гривну. А вам говорят: с завтрашнего дня платите три. Почему? Потому что государство не компенсирует проезд льготников и теперь вы будете его компенсировать. Разве вам это понравится?

Можно было бы уменьшить расходы, уменьшив затраты – по городу уже поползли слухи о том, что в мэрии планируется сокращение маршрутов трамваев и троллейбусов как неприбыльных. В список попали трамваи №№ 1, 7, 8, 9, 16а, 22 и троллейбусы №№ 5, 6, 11, 13, 18, 20, 25, 36, 40, 42. Однако директор департамента транспорта и связи горсовета Евгений Водовозов опроверг эту информацию.

- Ни о каком сокращении количества маршрутов речь не идет, - заявил он.

У сотрудников же «Горэлектротранса» своя калькуляция: 6 млн зарабатывают трамвайные и троллейбусные маршруты ежемесячно, плюс 6 млн ежемесячно приносит реклама, говорят они. А на зарплату необходимо всего 9 млн.

- Таким образом, на зарплату себе мы зарабатываем, - подытоживают рабочие.

 В тему

 «Ломать легко - возродить будет сложно»

 Ну а пока извечный вопрос «Что делать?» решают руководители, подчиненные продумывают пути к отступлению: вспоминают свои старые профессии, налаживают связи с другими городами и странами.

- У меня опыт работы продавцом, и я не пропаду, - говорит Юлия, водитель. - Еще одна моя коллега, Инна, собирается в Россию. Но на предприятии работает большое количество людей, которым, если их уволят, просто некуда будет идти.

Так, Эдуард, который 20 лет проработал на предприятии, не ищет другую работу.

- Я на предприятии вырос и мне уже сорок, куда же меня возьмут? - рассуждает он. - Думаю, что полностью предприятие не закроют, все равно водители со стажем будут нужны. Под удар в первую очередь попадут пенсионеры и молодежь.

Тем не менее все верят в то, что деньги на зарплаты людям найдутся: ломать легко, говорят электротрансовцы, а вот возродить потом будет очень сложно.

Первые отклики

 «Маршруточники установят монополию»

 В субботу мы предложили читателям ответить на вопрос, обойдутся ли они без трамваев и троллебусов. Позвонившие нам харьковчане все, как один, считают, что городской электротранспорт нужен.

 Олег Сибита, частный предприниматель:

- Я считаю, что людям нельзя запрещать бастовать. Более того, думаю, что водители троллейбусов и трамваев очень мягко проводят эту акцию. Надо было перекрывать главные городские магистрали. Люди забыли о том, как надо бастовать, потому что боятся, что их уволят, у них что-то заберут, и не понимают, что у них и так уже все отобрали. Кто у нас льготники? Налоговые инспекторы, госслужащие, военные, милиционеры. Почему они пользуются льготами, чем они лучше всех остальных харьковчан? Я считаю, если руководитель предприятия не платит своим рабочим зарплату, его надо сажать. Только всеукраинская акция протеста заставит Юлию Тимошенко по-настоящему обратить внимание на людей.

Сергей Янченко, предприниматель:

- Отсутствие троллейбусов и трамваев на маршрутах доставляет огромное неудобство, но я прекрасно понимаю работников «Горэлектротранса» и сочувствую им. Уверен, что городской электротранспорт нужен. Но есть в городе заинтересованное лицо, которое вознамерилось развалить предприятие. Очевидно, хотят закупить маршрутки и обслуживать вместо трамваев и троллейбусов все эти маршруты. А как быть пенсионерам и другим старикам, которых и так в маршрутки не пускают? Сколько раз я наблюдал картину: маршруточник молодого взял, а перед носом старика закрывает двери. Или вообще не останавливается.

Людмила Ивановна, школьная учительница:

- Я в школу каждый день ездила на троллейбусе именно потому, что это самый дешевый вид транспорта. 2,25 для меня дорого при зарплате в неполную тысячу гривен. И если так будет продолжаться дальше, мне придется отказать себе в продуктах питания, хотя я и так абсолютно не шикую. Если городской электротранспорт умрет, маршруточники установят монополию на этом рынке, и нам придется платить все дороже и дороже.