Загрузить еще

Каждому памятнику - прожектор и новый контекст

Мечникову не хватает внимания

 Памятники в нашем городе чувствуют себя неплохо, считают специалисты. Откровенной разрухи и запустения вокруг них не видать. Пару месяцев назад отполировали вождя мирового пролетариата, вернув ему почти первозданный шик и блеск. Регулярно марафетят основные монументы Харькова - Ленина, Тараса Шевченко, казака Харько, Советского воина,  Влюбленных. На вопрос, какая скульптура страдает от отсутствия внимания, художники и архитекторы затрудняются ответить.

На защиту своего творения поднял голос Сейфаддин Гурбанов. Ему обидно, что скульптуре микробиолога Мечникова в начале Пушкинской город не уделяет должного внимания.

- Ухаживать за военными памятниками - правильное решение, но надо обращать внимание и на современные. Мечников находится в страшном состоянии! Я его сделал как подарок городу, это единственный после Ленина на Крещатике памятник ручной полировки из красного гранита. Стоит Мечников на центральной улице, вокруг трава растет, а вечером он не освещается, его вообще не видно. Я неоднократно об этом говорил, вроде дали команду что-то сделать, но ничего не изменилось, - возмущается скульптор.

Изваяние архитектора Бекетова на Сумской - тоже детище Гурбанова.   Архитектору повезло больше, чем медику, вечером его освещает луч прожектора, а уход за бронзовым Бекетовым взял на себя автор скульпторы.

- Я слежу, если где-то после дождей появляются потеки, я их убираю, - говорит Сейфаддин. - Мне это нравится. На Сумской чище и лучше, но прожектор светит еле-еле.

 Новое прочтение скульптур

 Архитектор Евгений Никоненко поддерживает начинание депутатов.

По его наблюдению, молодежь перестала воспринимать памятники советской эпохи. Для нее они сливаются в одно невнятное пятно.

- Вот стоит и стоит солдат, все к нему привыкли, особого внимания не обращают. Я объяснял недавно молодому человеку: «На 23 Августа стоит такой-то памятник»... Он долго не мог вспомнить, потом сказал: «А, вот то черное здоровое»! Я сделал заключение, что должна быть работа психологов, общественное поддержание памяти, - считает градостроитель.

А вот скульптор Александр Ридный предлагает создать для старых изваяний новый контекст. Комсомольцы в сквере за Зеркальной струей могли бы заиграть по-новому, если добавить немного концепта вокруг.

- Сколько версий молодогвардейцев существует. Та же Зоя Космодемьянская! Она может быть не только героиней, но и мученицей. Может быть девушкой, которая попала в мясорубку. Много вариантов прочтения. Режиссура может быть другая. Предмет остается таким, как есть, изменяется ситуация вокруг, - объясняет Ридный.

 В тему

 От дворов в центре волосы дыбом

 По мнению Евгения Никоненко, Харькову надо обратить внимание на свои дворы, а начать с самого центра. Пару лет назад архитектор проектировал пристройку для банка, обходил с фотоаппаратом задворки центральных улиц.

- Волосы на голове становятся дыбом! Заходите во двор через квартал от Нацбанка, двор размером 100 на 100 - там пасется 20 коз и стоят трущобы просто за пределами нашего воображения. Чтобы попасть в эти дворы надо сделать ровно десять шагов от Сумской.

Не мешало бы Харькову определиться и с единым подходом к градостроительству. Стеклянные здания, прилепленные к памятникам старины, выглядят негармонично.

- Главный принцип должен быть какой? Улицу делаем смешанной архитектуры или сохраняем ее образ. Так ведут себя градостроительные организации во всем мире, - уверяет архитектор Никоненко.


Солдату на 23 августа повезло - он первый в очереди на наведение красоты