Загрузить еще

Солист «Гранд-опера» Сергей СТИЛЬМАШЕНКО: «В оперном искусстве главное - держать удар»

Солист «Гранд-опера» Сергей СТИЛЬМАШЕНКО: «В оперном искусстве главное - держать удар»
Фото: Экс-харьковчанин покорил Канаду и Европу. Фото предоставлено Сергеем СТИЛЬМАШЕНКО.

В его репертуаре более 50 оперных партий. Но в нашей стране об этом человеке почти ничего не знают.

 Чуть не пошел на юридический

 Оперным певцом Сергей стал во многом благодаря маме, солистке  Харьковской филармонии Ларисе Стильмашенко. Его детство прошло в оперной студии консерватории, на репетициях и гастролях. Музыкой занимался, но связывать карьеру со сценой не собирался, говорит певец. В последнем классе школы даже  подумывал о поступлении на юридический факультет. Но зачем юристу великолепный голос? Сергей все-таки решил поступить в консерваторию. В 1994-м молодой солист уже пел на сцене Харьковского театра оперы и балета. Но жизнь певца круто изменилась, когда он победил в престижном певческом конкурсе Розы Понсель в Нью-Йорке.

- Я на год уехал стажироваться. Родители к тому времени переехали из Харькова в Торонто, и как-то само собой получилось, что я остался там, - рассказывает Сергей Стильмашенко. - Если бы остался здесь, все было бы по-другому. Мне повезло, что я уехал достаточно молодым, в 23 года. Нет оторванности от своей страны. Ощущаешь себя частью нации, сотен поколений своих предков, не просто Сережей Стильмашенко, родившимся в таком-то году. К тому же, живя в Канаде, невозможно не общаться с украинской диаспорой.

Уже почти десять лет у Сергея паспорт гражданина Канады. Он успел поработать в театрах Монреаля, Квебека, Ванкувера. Потом получил сразу два предложения от французов, так и переехал в Европу. Некоторое время стажировался в Страсбургской опере, а в 2001 году стал солистом «Гранд-опера».

 Конкуренции боится даже Хворостовский

 - Поначалу было сложновато, много текста на французском. Но уже был опыт приживаться в разных культурах. Сложнее всего с американцами, - улыбается Сергей. - Как-то я в шутку сказал, что ленивый. Для нас это является общей фразой, но если сказать такое при американцах, они это воспримут как сигнал, что вы не хотите работать, и пойдут куда надо докладывать. Со мной такое случалось. Нужно уметь приспосабливаться, но оставаться самим собой.

Как у любого вокалиста, у Сергея возникали сложности с голосом. Отсутствие контрактов, сложности в семье - отражается все. Но расслабляться певцу нельзя, даже когда нет видимых проблем. Самое главное для оперного певца - уметь держать удар, уверяет Стильмашенко.

- Наверное, ни в одной профессии не приходится так часто выносить себя на обсуждение. Публика каждый вечер ставит тебе оценку. Пытаешься прослушаться, иногда подходишь режиссеру, но не подходишь дирижеру. Бывает, уже сшит костюм, но ты не выходишь на сцену... У нас сумасшедшая конкуренция, которая подстегивает к совершенствованию, но, с другой стороны, это постоянное психологическое давление. Даже жена Хворостовского (Стильмашенко дублировал знаменитого баритона в «Свадьбе Фигаро» - Авт.), у которого на десятки лет все расписано, во время спектакля нервничает: оркестр громко играет, что скажет публика, чего-то не хватает... Это неизбежно.

К слову, несколько лет назад певец снялся в голливудской картине «Нюрнберг». Одну из главных ролей в фильме сыграл Алек Болдуин, а Сергею предложили роль русского поющего офицера.

 Из досье «КП»

 Сергей Стильмашенко учился пению в Харьковском институте искусств в класе Тамары Веске, окончил его в 1994 году. С 2001-го начал петь в Парижской национальной опере. Побeдитель ряда международных оперных певческих конкурсов, среди которых: Розы Понсель (Rosa Poncelle) в Нью-Йорке, 1994, Чехословацкой музыки (Tchek) в Торонто, 1999, Жозеф Рульо (Joseph Rouleau) в Монреале, Марманде (Marmande) во Франции, 2001 и камерный конкурс «Янтарный Соловей» в Калининграде, Россия, 2006.

Сергей пел на оперных сценах разных городов мира. Больше чем 150 раз он выходил на сцену Парижской национальной оперы, а также выступал в Мадридской королевской опере, Опере Комик в Париже, Монреаль-опера, Квебек-опера и Ванкувер-опера в Канаде, в Тулузской и Страсбургской национальных операх, и операх в Лиможе, Реймсе, Харькове и т.д.