Загрузить еще

В харьковском джазе - только ученые!

В харьковском джазе - только ученые!
Фото: Есть вещи, которые требуют очень большой усидчивости

«Очень сложно пережить первые несколько минут на сцене»

 В университете же строительства и архитектуры в джаз-бенде под названием «Семь плюс один» все музыканты - в первую очередь строители. И не просто строители, а профессора, кандидаты и доктора наук, заведующие кафедрами и даже проректоры! И даже солистка бенда Евгения Еленец - студентка первого курса архитектурного факультета.

Дмитрий Гончаренко, проректор по научной работе, доктор технических наук, профессор, играет в джаз-бенде на трубе. На концертах трубач волнуется так, как если бы отвечал у доски на семинаре.

- На сцене волнуюсь еще больше, чем когда захожу в аудиторию к студентам. Дело в том, что инструмент у меня очень громкий, страшно, что все услышат какие-то ошибки, и это, конечно, накладывает отпечаток. Особенно сложно пережить первые несколько минут на сцене, но потом как-то успокаиваешься, приходишь в себя, - признается профессор.

Дмитрий Федорович в юности пел в хоре. Затем, когда повзрослел, стал играть в эстрадных оркестрах. И вот уже будучи проректором, задумал создать настоящий вузовский оркестр.

- Когда я был маленьким, джаз был у нас под запретом, а запретный плод сладок, - вспоминает Дмитрий Гончаренко. - Ну и, знаете, о вкусах не спорят. Все, кто у нас играет, обожают джаз. Это возможность самовыразиться.

 «Иногда приходится достаточно менторски решать вопросы»

 Единственный приглашенный музыкант, который в то же время выполняет роль учителя и дирижера для коллектива, - это Сергей Давыдов, джазовый пианист, доцент Харьковской консерватории. Он работает с бендом уже около 10 лет, готовил его на юбилейный концерт в феврале («Семь плюс один» отмечал десятилетие), а также на выступление в фестивале Kharkiv Zajazz Fest где кандидаты и доктора покорили зал искренностью своего исполнения.

- Кроме джазовых стандартов, мы играем еще и песенные формы, те песни, которые помнит и любит наше поколение, - рассказал Сергей Давыдов. - Безусловно, виртуозничать с технической точки зрения мы не можем и вряд ли сможем, но мы к этому и не стремимся - главное, чтобы оркестр вкладывал в игру свою душу.

На репетициях, которые проходят в актовом зале ХИСИ, - никаких иерархических условностей. Звание кандидата или доктора наук не избавляет его обладателя от таких обязанностей, как старание и послушание.

- Все отличаются яркой индивидуальностью, - рассказывает Давыдов. - И у каждого может быть свое представление о том, как должен звучать оркестр. Тут уже приходится брать власть в свои руки и достаточно менторски решать вопросы, для того чтобы коллектив пошел в правильном направлении.

 Осенью строители-джазмены сыграют в Коктебеле

 Сейчас Сергей Давыдов начал готовить «Семь плюс один» к Коктебельскому международному джазовому фестивалю, на который коллектив собирается поехать в этом году. Поэтому репетиции никто не пропускает - только по уважительным причинам.

- Когда нет концертов, расхолаживаешься, играешь два раза в неделю, - говорит Дмитрий Гончаренко. - Но когда подходят вот такие ответственные моменты, мы мобилизируемся и репетируем каждый день. Конечно, в ущерб чему-то. Наверное, в ущерб отдыху. Я уже выпустил около 30 кандидатов наук, двух докторов, сейчас готовлю третьего и не могу допустить, чтобы он не в срок защитился. Поэтому за счет выходных пытаюсь держать себя в форме.

Профинансировать поездку пообещала харьковская областная организация профсоюза работников образования и науки.

Никто из строителей еще не был на таких масштабных фестивалях, и это будет совершенно новый опыт для харьковских музыкантов. Однако никакой робости они перед коллегами-профессионалами не испытывают.

- Мы хотим доказать, что можем участвовать в подобных мероприятиях. И, конечно, хочется посмотреть на уровень коллективов. Мы понимаем, кто мы. Наверное, и окружающие понимают, - говорит Дмитрий Федорович.

 Вадим Всеволодович Калюжный, заведующий кафедрой архитектурных конструкций, кандидат технических наук, доцент. Тенор-саксофон.

 - Джазовую музыку полюбил с 1944 года, когда мне было восемь лет. Я посмотрел фильм «Серенада Солнечной долины», и с тех пор обожаю джаз. Но у меня никогда не было желания распрощаться со своей работой в вузе. И наука, и музыка - полноценные стороны моей жизни.

 Евгений Григорьевич Докторов, доцент кафедры физико-химической механики, кандидат наук. Альт-саксофон и сопрано-саксофон.

 - Джаз - это вся моя жизнь, начиная с 1955 года. В студенчестве играли даже ночью, вахтеру приходилось нас выгонять. И вот всю жизнь по двум специальностям иду. Каждая из областей невероятно глубока и объемна по своему содержанию. Без музыки смог бы, наверное, как-то, но было бы скучнее.

 Дмитрий Федорович Гончаренко, проректор по научной работе, доктор технических наук, профессор. Труба.

 - У меня две трубы - одна на работе, другая дома. Еще я бы, может, хотел научиться играть на рояле, но… Возможно, когда уйду на пенсию, куплю самоучитель и буду заниматься. Есть вещи, которые требуют очень большой усидчивости.

 Кипенский Константин Владимирович, заведующий лабораторией кафедры инженерной геодезии. Тромбон.

 - Я начал заниматься музыкой с 13 лет, потом лет в 15 узнал, что такое джаз, и после этого неразрывно с ним связан. Очень люблю наш коллектив: дружественная обстановка, споры возникают очень редко, спорим о стиле игры, о триольности мышления.

 Владимир Васильевич Дементьев, старший преподаватель кафедры архитектурных конструкций. Гитара.

 -  Играю уже лет 40. Мне это ужасно нравится, ведь нас никто не принуждает, ни спасибо, ни денег - только для себя. Поэтому пропускаю репетиции только в экстренных ситуациях.

Юрий Владимирович Журавлев, профессор кафедры автоматизации производственных процессов, бас-гитара.

 - Для меня слово «джаз» расшифровывается как одно известное японское хокку - «Дольше жизни аккордов звуки». Это не просто музыка, а способ жизни. Чем дальше, тем больше в моей жизни импровизации, мне даже родные говорят, что я изменился.

 Евгений Васильевич Федорец, кандидат технических наук, доцент. Ударные.

 - На втором курсе, это еще в пятидесятые годы, у меня прорезалось чувство ритма. Сначала на чемодане играл, а потом у нас организовался оркестр, ну так и пошло.

 Евгения Еленец - студентка первого курса архитектурного факультета.

 - Занимаюсь музыкой с 7 лет, закончила музыкальную школу по классу академического вокала и сейчас занимаюсь эстрадным, а в бенде перестраиваюсь на джазовый. Проблем с общением в коллективе нет - я воспринимаю их как простых людей, а не профессоров. Поправляют - я делаю то, что хотят.

ъ