8 ноября
Загрузить еще

Пассажиры все чаще жалуются на услуги маршруток

Пассажиры все чаще жалуются на услуги маршруток
Фото: Управление по защите прав потребителей проверило в этом году 50 "автобусиков", оштрафовали всех.

«Каждая бабушка нервирует водителя»

 Как ни штрафуют перевозчиков за антисанитарию и грубое отношение к пассажирам, культура в городском транспорте повышается не сильно.

- Мы объясняем водителям, чтобы не хамили. Но есть люди, которым бесполезно говорить. Ему детей надо кормить. Каждая бабушка нервирует водителя, ведь он сегодня официально получает 625 гривен, - объясняет ситуацию директор крупного автотранспортного предприятия Анатолий Шатохин.

С начала года Харьковское управление по делам защиты прав потребителей проверило 50 маршруток. Результат впечатляет: оштрафовали всех. Нарушения самые разные: не было информации для пассажиров, водитель «забыл» выдать талончики, взял лишних пассажиров, оборудовал дополнительные места в салоне, отклонился от маршрута... Наш народ ко всем этим «прелестям» уже давно привык. И только никак не может смириться с тем, что частники все чаще отказываются возить бесплатных пассажиров.

 Перевозчики в кризисе

 - Время сейчас тяжелое. Перевозчикам тоже сложно. Если бы им кто-то компенсировал проезд... Но раз государство гарантировало людям эти льготы, надо их предоставлять, - рассуждает замначальника управления по делам защиты прав потребителей Татьяна Холод.

Жалобы на отказ возить льготников регулярно приходят и в Харьковскую мэрию. Директор департамента транспорта и связи Евгений Водовозов советует льготникам не спускать с рук обидчикам и жаловаться на них письменно.

- Не надо бояться, стесняться, лениться, надо писать и еще раз писать, - настаивает он. - Нам не лень обрабатывать эти данные. Я каждый день подписываю обращения в ГАИ и госинспекцию на автомобильном транспорте. Город подает на лишение лицензии, дальше судьбу перевозчика решает комиссия при Министерстве транспорта - чаще всего начинаются суды, и это тянется годами.

В инспекции, правда, говорят, что в Харькове еще не пострадал ни один перевозчик. К тому же отказ возить льготников не является основанием для лишения права перевозки.

 Монетизация - и никакой грубости

 Водители становятся грубыми не от хорошей жизни, их тоже можно понять. А если безвозмездно возить всех льготников, придется сворачивать бизнес, оправдываются частники.

- У нас в стране 43 % населения - льготники. Государство распорядилось их  бесплатно возить, но ни рубля не компенсировало. Давайте дадим команду бесплатно выдавать заслуженным людям хлеб и стричь в парикмахерских! На это кто-то пойдет? Сегодня бабушка из супермаркета и коробки спичек бесплатно не вынесет, - возмущается Анатолий Шатохин.

Единственный выход из ситуации - монетизация льгот, считает предприниматель. В России уже прошли этот путь. Недовольные повозмущались, но со временем страсти затихли. Зато за проезд платят все. Анатолий Степанович считает, что монетизация могла бы повысить культуру обслуживания и у нас.

Санитарное состояние многих маршрутных такси тоже оставляет желать лучшего. Но и в антисанитарии косвенно виновато государство, считают перевозчики.

- Если автобус 1933 года, его мыть практически бесполезно, - говорит Анатолий Шатохин. - У меня новые автобусы, шторки на окнах, чехлы на сиденьях. Я бы мог поставить в автобусах кондиционеры, телевизоры и показывать мультики. Но проезд и в новом чистом автобусе, и в грязном раздолбанном будет стоить 1,50.

 В тему

 Грубость - плохо, шансон - терпимо

 Перевозчики наказывают водителей за курение за рулем и разговоры по мобильному телефону. Отдельные внушения проводят и по поводу вежливости с клиентами. А вот на вечный в маршрутках шансон никто не может повлиять.

- На шансон пассажиры не жаловались, Бог миловал, - говорит Татьяна Холод.

- Курить и пользоваться мобильной связью нельзя, мы за этим следим. А что там водитель слушает - новости или шансон, это его личное дело. Что он включит, то и пассажирам придется слушать, - отмечает и Шатохин.