Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Покорил мир танцем благодаря шутке друга

Покорил мир танцем благодаря шутке друга
Фото: С женой Светланой Колывановой вместе на сцене и в жизни.

Дразнил Анну Герман «вешалкой»

Из-за послевоенного передела границ Теодор оказался в другой стране - СССР, где его отправили в детский дом.

- Меня отправили в специальный детский дом для интернированных детей, - вспоминал Попеску в одном из своих интервью. - В нем были ребята самых разных национальностей: евреи, поляки, румыны и даже немцы. Кстати, вместе с нами воспитывалась и Анна Герман. Тогда никто не мог и подумать, что из этой нескладной высокой девочки вырастет великая артистка. В детдоме Анне частенько доставались насмешки от ребят - из-за худобы и роста Герман часто дразнили «вешалкой».

Правда, далеко не все воспитанники интерната стали известными артистами. Многие закончили свою жизнь в тюрьмах. Теодор сознавался, что и его тянуло на преступные приключения. Спасло то, что по распределению Попеску отправили в другой детский дом. Там мальчик открыл у себя неожиданный талант - он решил стать музыкантом.

В детдомовском духовом оркестре Попеску играл на трубе. А в 1951 за юного трубача наградили чешскими ботинками, гитарой и направили в специальный киевский детский дом для одаренных детей. Эта поездка изменила всю его жизнь.

 «А когда же я буду играть на трубе»

 В учреждения для одаренных детей собирали талантливых ребят со всей УССР. Здесь учили музыкантов, художников, артистов балета и чтецов. После двухнедельного карантина вновь прибывшим детям предстояло сдать экзамен по специальности, которой они собирались учиться.

- В карантине я познакомился с Сашей Беляцким, будущим актером Харьковского театра юного зрителя, и эта дружба сыграла в моей жизни роковую роль, - вспоминал Попеску. -  Я отправился сдавать экзамены по трубе, а балетная школа и музыкальная находились в одном здании. Перед экзаменом я решил перекусить и направился в столовую. Вдруг ко мне подходит завуч и начинает кричать: ты почему не на экзамене? Дело в том, что Саша Беляцкий решил пошутить и сказал завучу, что Попеску нужно помочь, потому что он боится идти на экзамен в балет. В результате завуч привел меня в класс, где сидела приемная комиссия. Они проверили мои данные: гибкость, координацию движений, слух и чувство ритма. После всех этих тестов я спросил у экзаменаторов: «А когда же я буду играть на трубе?» Я ведь все это время думал, что это экзамены в музыкальную школу. А  в ответ говорят, что меня уже зачислили в балетный класс. Отступать было некуда, и я решил попробовать, что из этого получится.

 Первый балетный экзамен провалил

 Заниматься балетом Попеску начал непростительно поздно – в 17 лет. его ровесники, которые танцевали с самого детства, заметно превосходили Теодора. На первом году обучения начинающего танцора ждал провал – он не смог выполнить необходимую программу и получил «двойку» на экзамене. Будущего известнейшего балетмейстера обязательно отчислили бы из школы, если бы не один из преподавателей - Кирилл Тихомиров. Он настоял на том, чтобы парня отставили в детдоме, и взял его в свой класс.

 Сначала накричал, а потом влюбился

 Вместе с другими детдомовцами Тодор жил в маленькой комнатушке общежития Киевского государственного хореографического училища. Именно там он и познакомился с девушкой, которая на всю жизнь покорила его сердце. Однажды девочки из комсомольского актива младшего класса решили помочь мальчишкам. Они навели в комнате у ребят идеальный порядок. И чтобы его поддерживать, решили установить дежурство.

- В один из таких дней в комнате мальчиков убирала я, - рассказывает вдова Теодора Попеску, известная харьковская балерина Светлана Колыванова. - И вот вдруг открывается дверь и входит очень уставший Теодор. Он буквально упал на свою кровать. А я как раз под ней спряталась. Он услышал шорох и сначала подумал, что это крыса, а потом заглянул под кровать и увидел меня. Ну и сразу начал кричать: дескать, почему я без спросу забралась на мужскую территорию. Я, конечно, расплакалась и убежала. Уже потом он признавался, что сразу влюбился в мои глаза.

 Танцевали в угольной шахте под аккордеон

 Колыванова стала не только женой Попеску, но и партнершей по сцене. Их первый совместный спектакль носил весьма символичное название «Берег счастья». Балетный дуэт Попеску - Колыванова объездил весь Советский Союз.

Случалось артистам танцевать и в совершенно неординарных местах. Например, однажды в Караганде проходили творческие встречи с шахтерами, и один из концертов состоялся на глубине 500 метров. На очень маленьком пространстве сидели люди в касках. А под аккомпанемент аккордеона Теодор и Светлана танцевали прямо посреди угольной породы, которая заменила им декорации.

 В последний путь провожали музыкой из «Барышни и хулигана»

 Даже покинув сцену, Попеску продолжал преподавать искусство балета.

- Теодор очень любил балет, любил жизнь и всегда оставался таким же, как в молодости – веселым, жизнерадостным, активным. Он радовался каждому дню. Он меня никогда не огорчал, и я счастлива, что мы встретили друг друга и были вместе на сцене и в жизни, - говорит Светлана Колыванова.

Последний спектакль, который возродил на харьковской сцене балетмейстер Теодор Попеску, был «Барышня и хулиган» - это одна из самых любимых его постановок. И в последний путь известного танцовщика провожали под музыку из любимого спектакля.

 Кстати

 Харьков не променял на сцену Большого театра

 В 1963 году Попеску и Колыванова по приглашению балетмейстера Михаила Сатуновского переехали работать в Харьковский театр оперы и балета. Известно, что после дуэт не раз приглашали в Москву и Ленинград. Выдающаяся балерина Галина Уланова звала Теодора и Светлану в труппу Большого театра, но они отказались. Были и предложения о работе за границей, особенно после феноменального успеха харьковской пары в Канаде, где после их выступления овации длились более пяти минут.

- Конечно, предложений было очень много, - вспоминает Светлана Колыванова. – Буквально в каждом театре, где мы выступали, нам предлагали остаться, обещали более высокие зарплаты, квартиры и прочие блага. Но мы всегда отвечали отказом, ведь именно Харьков стал для нас родным домом, здесь были люди, которые в нас поверили, помогли нам. Уехать из этого города для нас было равносильно предательству.

 Из досье «КП»

 Теодор Константинович Попеску родился 28 января 1935 года. По окончании Киевского хореографического училища в 1957-м работал в Киевском театре оперы и балета, затем – в Узбекском театре оперы и балета. В 1963 с женой Светланой Колывановой переехал работать в Харьков, в академический театр оперы и балета. Исполнил более 50 ролей в балетах. Последние годы работал балетмейстером-репетитором. В марте 2006-го творческий союз Попеску - Колыванова был отмечен премией «Народное признание» в номинации «За преданность искусству».

 


Теодор Константинович исполнил более 50 ролей в балетах.

В детском доме (Попеску - крайний слева).