Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Как не остаться в дураках при покупке бытовой техники

 Как не остаться в дураках при покупке бытовой техники

 Вляпаться можно даже в крупных магазинах

 Окончание. Начало в номере «КП» от 25 декабря

 Адрес сервисного центра лучше узнать заранее

 Первым делом специалисты по защите прав потребителей предупреждают: при покупке сразу надо проверить все, что выдают в комплекте с техникой, в том числе документацию. Часто бывает, что гарантийный талон выдали, а чек - нет. А он может потребоваться во многих ситуациях. Например, если торговое предприятие прекратило существование к тому времени, как вы обнаружили дефект в покупке. Придется обращаться к производителю, но разговор не состоится без расчетного документа и гарантийного талона.

Многие сервисные центры тоже принимают технику на обслуживание только при наличии чека. К примеру, в гарантийном талоне на технику фирмы LG сразу вписано: год гарантии и два года бесплатного сервисного обслуживания, но при наличии расчетного документа. А как определить, на какую сумму вам делать обмен при наличии существенного дефекта в товаре, если его стоимость уже не та, что была при покупке? (К слову, если на момент обращения цена товара выросла, потребитель имеет право получить назад сумму, которая теперь на ценнике, а если упала - то на момент покупки). Так что берегите чек вместе с упаковкой, пока не выбросите саму технику.

- Обязательно надо проверять при покупке, есть ли в документации адрес сервисного центра, - указывает завсектором качества непродовольственных товаров Харьковского управления по делам защиты прав потребителей Татьяна Разинькова на другую распространенную ошибку покупателей. - К примеру, в гарантийном талоне телефонов Sony Ericsson указаны улицы. Попробуй догадайся, что речь идет о Киеве. В других городах у этой фирмы сервисных центров нет, только своего рода перевалочные пункты, откуда технику везут на ремонт в столицу.

И уже, как алфавит, нужно помнить, что гарантийный талон должен быть только от производителя. Обязательства магазина никакой силы не имеют, потому что гарантию, по закону, дает только фирма-изготовитель.

 Не спешите набивать холодильник продуктами

 Порядок и гарантийный ремонт (обслуживание) сложной бытовой техники прописаны в Постановлении Камбина № 506 от 11.04.2002. Так вот, здесь есть интересные нюансы.

- Перед тем как заплатить, вы имеетте право проверить технику в работе. Но не все наши магазины готовы подключить прямо в зале стиральную машину или водонагреватель, - констатирует руководитель программы качества и безопасности товаров народного потребления при Харьковском областном обществе защиты прав потребителей Иван Даренский.

Дальше. Когда выбранную и оплаченную технику привезли домой, не спешите расписываться ов получении. Часто хозяева стесняются: мол, курьеры торопятся, заказов много, надо поскорее их отпустить…

- Тут, бывает, дурят, - говорит госинспектор Татьяна Разинькова. - Привезут, тихонечко поставят, покажут с лучшей стороны… А на технике - вмятина. Часто такое бывает с печками, стиральными машинами, холодильниками. По закону, жалобы на механические повреждения не принимаются, и своей подписью в квитанции вы признаете, что к продавцу претензий не имеете. Поэтому сначала основательно проверьте то, что вам привезли.

Внимание! Не спешите набивать новенький холодильник продуктами!

- Может возникнуть такая ситуация, особенно зимой, - предупреждает госинспектор. – Хозяева включили заполненный холодильник, а он не работает. Что делать? Наш закон эту ситуацию не регулирует. Потому что статья 9 говорит о возможности обмена в течение 14 дней техники НАДЛЕЖАЩЕГО качества, которая НЕ была в эксплуатации. Ремонту же подлежат изделия только ненадлежащего качества, которые были в эксплуатации. А ваш холодильник, хоть и ненадлежащего качества, но в эксплуатации-то побывать не успел! Мы пытаемся помочь, если внутри не осталось следов от продуктов и упаковка цела.

 Ловушки в сервисном центре

 Как вести себя в сервисном центре? Уверенно и очень внимательно, советуют специалисты.

- «Умельцы» и здесь научились водить людей за нос, - говорит Иван Даренский. – По закону, срок гарантийного ремонта должен быть не больше 14 дней или по согласованию сторон. Как поступают в сервисных центрах? В квитанции пишут 100 дней и больше, клиент, не вчитываясь, подписывает, а его подпись – и есть то самое согласование сторон.

Поэтому твердо оговаривайте - только 14 дней. И если в сервисном центре превысили этот срок, вы имеете право на неустойку в размере 1 % от стоимости товара за каждый день просрочки.

- У нас был случай, когда видеокамеру стоимостью 4 тысячи гривен долго ремонтировали, - признается Иван Даренский. - Мы добились через суд неустойки (40 гривен за каждый просроченный день) плюс возмещение морального ущерба.

К слову, по вашему письменному требованию в сервисном центре из обменного фонда вам должны выдать аналогичный товар на время ремонта (Постановление Кабмина № 172) – холодильник, телевизор, сотовый… Если в сервисном центре в этом отказывают, вы вправе через суд получить тоже 1 % от стоимости товара за каждый день, что вы оставались без замены товара.

 Информация к размышлению

 Закон гласит: «Потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о бесплатном устранении недостатков товара после окончания гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если такой не указан, то в течение десяти лет, если в товаре были недостатки (существенные), допущенные по вине производителя».

- К сожалению, была ситуация, когда у женщины сломался холодильник – возникла проблема с хладагентом, - говорит Татьяна Разинькова. - Это серьезный дефект, ремонтировать его без нарушения внешнего вида изделия невозможно. Но покупательница не смогла обменять технику - продавец к тому времени исчез. Поэтому крупную технику я советую приобретать в стационарных магазинах.

 …А в это время

 Оказывается, непросто бывает доказать, что в купленной технике есть дефект. – У моего клиента была проблема с телевизором стоимостью 7,5 тысячи гривен, - говорит Иван Даренский. - При переключении каналов звук остается с предыдущего. Сервисный центр дал заключение, что все в норме. Нужна была экспертиза института Бокариуса – единственной у нас независимой организации. Но оказалось, что институт такую экспертизу не производит. Так это дело два года в суде висит.

 Вместо послесловия

 Осторожней при покупке через Интернет!

 Сейчас набирает популярность новая форма торговли – по рекламе почтой или через интернет-магазин. Специалисты советуют очень осторожно подходить к таким покупкам.

- Деньги платят на руки курьеру, который привозит товар. Покупатель расписывается в получении, но в квитанции нет ни адреса, ни названия торгового предприятия. Где купили, у кого, где ремонтировать? С этими вопросами к нам потом очень часто обращаются, особенно пенсионеры, которые приобретают устройства для лечения суставов, похудения или стирки, - констатирует Татьяна Разинькова. – И мы не знаем, как им помочь. Ведь за рекламу несет ответственность рекламодатель, а как его найти, если реклама часто размещена даже не на харьковских каналах? Поэтому, покупая товары курьерской доставкой, смотрите, чтобы в документах обязательно было указано: что куплено и у кого (адрес, наименование, телефон предприятия, номер свидетельства о регистрации и лицензии). Аналогичная информация должна быть на сайте магазина в Интернете, где вы заказываете товар.