В этом году исполнилось сто десять лет со дня рождения известного экономиста Евсея Либермана.
В середине прошлого века в Америке и Европе о его новаторских идеях говорили с восхищением. В университетах Калифорнии обсуждали разработки харьковского профессора. Всего за несколько месяцев экономические ноу-хау советского ученого завоевали огромную популярность у западных коллег, часть из них была взята на вооружение. А на родине они с большой осторожностью начинали внедряться в жизнь. Евсей Григорьевич Либерман в это время преподавал в Харьковском университете.
Судьбоносная статья в «Правде»
В начале 60-х Советский Союз достиг небывалого авторитета на международной арене. Казалось бы, страна успешно развивается, и ни о каких изменениях не может быть и речи. Но в западной прессе вдруг появились публикации, что в СССР готовят реформу, которая должна была перевернуть экономику страны с ног на голову.
- Эта история загадочная, и ее подробности до сих пор неизвестны, – говорит кандидат исторических наук, профессор Сергей Куделко. - В 60-х влиятельная группировка ЦК КПСС задумала провести реформу по модернизации экономики, чтобы вывести страну на новый уровень. Но для этого нужно было, чтобы кто-то из профессионалов высказал новаторские идеи. И тут в газете «Правда» в 1962 году выходят две большие статьи нашего профессора Евсея Григорьевича Либермана «План, прибыль, премия». В них высказывались очень смелые по тем временам мысли. Это было подобно взрыву бомбы. Странно, что в «Правде» вдруг напечатали большие материалы мало кому известного харьковчанина, а не московского или питерского специалиста. Я думаю, что решение было принято на очень высоком уровне и, естественно, долго обсуждалось. Сам Косыгин давал свое согласие на это. Вскоре поддержку предложений Либермана высказали ведущие экономисты, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов, подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. Концепция реформ получила название либерманизма. Позже ее назовут Косыгинской.
- Главное, что предлагал Либерман, - сделать производителя заинтересованным в качестве своего продукта, - продолжает профессор Куделко. - Евсей Григорьевич отмечал, что трудности и неудачи в советской экономике связаны с принятой системой планирования из центра всех без исключения показателей деятельности предприятий. Он предлагал сохранить централизованное планирование в прежнем виде лишь для немногих важнейших производств, а во всех остальных случаях ограничить его несколькими главными показателями при одновременном предоставлении руководителям предприятий реальных полномочий и права хозяйственной инициативы. Он говорил об оценивании деятельности предприятий, прежде всего, в соответствии с получаемой ими прибылью. А чтобы повысить заинтересованность администрации и рабочих в увеличении этой прибыли, разрешить использование части ее на расширение и модернизацию производства и культурно-бытовые услуги.
Предвидел компьютеризацию
Популярность харьковского профессора росла, его одолевали письмами коллеги из республик Союза, а также иностранцы. Либермана приглашали читать лекции самые престижные университеты мира.
- Главный вопрос, который громко задавали на Западе и полушепотом - у нас: как Либерману позволили говорить такие вещи, ведь его идеи противоречили общепринятому в коммунистической стране курсу? Эти разговоры подогревались еще и тем, что Евсей Григорьевич был беспартийным. При этом имел достаточно запутанную биографию.
Он родился в 1897 году в Волынской области, в еврейской семье. Успешно учился в Киеве, потом перебрался в Харьков. Здесь, в промышленно развитом городе, Евсей Григорьевич становится незаменимым консультантом. Он приобретает огромный опыт, на практике видит недостатки отечественной экономики.
- В архивах, кстати, сохранилась одна из сенсационных статей Либермана, что, безусловно, предшествовало его прорыву в 60-х. Еще в двадцатых годах ученый говорил о необходимости автоматизацию учета в экономике. То есть еще восемьдесят лет назад харьковский экономист, можно сказать, предвидел появление компьютеров и их важное значение для производства.
Не обошли стороной харьковского профессора и репрессии 37-го. Он был арестован как иностранный шпион и враг народа. Правда, в лагерях он провел чуть больше полугода - в день рождения Сталина Евсей Либерман, попав под праздничную амнистию, был освобожден.
Кстати
Много шума наделали опубликованные в «Правде» статьи Либермана в самом Харьковском университете. О профессоре экономического факультета говорили и студенты, и преподаватели.
- Я учился в ХНУ на историческом факультете, - вспоминает Сергей Михайлович Куделко. – Помню, каким популярным был Либерман, как студенты стремились побывать на его лекциях. Только представьте себе, что значило в то время быть автором таких вот судьбоносных статей! Другое дело, что со временем эта реформа сошла на нет и о ней перестали говорить. Рекомендации Либермана оказались не нужны при Брежневе. Начался период застоя.