Накануне годовщины смерти русского поэта и нашего земляка, корреспондент «КП» выяснял подробности его крепкой дружбы с известным актером.
На вечере памяти Чичибабина в декабре 95-го, что проходил в Москве, в маленьком музее Цветаевой, был и Зиновий Гердт. С Борисом Алексеевичем его связывала крепкая дружба. Когда Гердта попросили сказать несколько слов, он лишь замахал руками и сказал: «Я счастлив тем, что судьба поставила меня на пути этого человека, и мы были знакомы почти двадцать лет! Это было счастье. За что мне такое счастье? Надо думать. Я буду думать».
«Пошлые разговоры прошу свести на нет»
Борис Алексеевич Чичибабин давно хотел познакомится с артистом, о котором слышал много хорошего от друзей и знакомых поэтов. В начале 80-х такая возможность представилась. Уже известный на всю страну киноактер, Гердт приехал в Харьков выступать во Дворце Студентов. После концерта за кулисы передали увесистый конверт, на котором - незнакомое тогда Гердту имя - Борис Чичибабин. Как позже вспоминал актер, этот тяжелый конверт он положил на дно чемодана и вскрыл лишь, когда разбирал вещи. В нем была подборка стихов Чичибабина.
- Наверное, с этого дня и началось их знакомство, которое вскоре переросло в крепкую дружбу, - вспоминает Лилия Карась-Чичибабина, вдова поэта. - В следующий его приезд в Харьков, мы с Борисом уже встретились с Зиновием Ефимовичем, долго общались. А уж потом было много встреч, дружба крепла. Помнится, мы были в Москве и Гердт с женой пригласили нас в гости. Когда я зашла в эту квартиру, не смогла скрыть своего удивления: там было все так шикарно и необычно - мебель, обстановка. Гердт заметил это и говорит: «Не удивляйтесь, мы действительно так живем!». С Борисом Алексеевичем они много общались о кино, поэзии. Чичибабин был для Гердта особым человеком, совестным и благородным, как он любил повторять. Однажды был такой случай: на дне рождения Гердта кто-то за столом вдруг стал говорить пошлости. Так Зиновий поднялся и говорит: «Вы будьте поосторожней в выражениях – у нас на вечере присутствует Борис Чичибабин, поэтому всякие пошлые разговоры прошу свести на нет».
«Как хорошо, что у Харькова есть такой поэт»
В последующие свои приезды в Харьков Гердт всегда приглашал на свои концерты Чичибабина и непременно говорил залу: как хорошо, что у Харькова есть такой поэт, такой человек.
- Как-то после такой встречи мы поехали к нам в гости. Помню, очень готовились, хотели сделать приятное Зиновию Ефимовичу и купили банку красной икры. Вот я и говорю ему радостно: «Зиновий Ефимович, смотри, что у нас есть», и показываю баночку. А он так лукаво улыбается и отвечает: «Боже, опять эта красная икра!», потому что в заказах, которые он получал, как инвалид войны, всегда присутствовала красная икра.
Последняя встреча друзей в Ростове-на-Дону состоялась за несколько месяцев до смерти Чичибабина. Бориса Алексеевича пригласили на фестиваль авторской песни. Он неважно себя чувствовал, и уж было хотел отказаться от поездки, но вдруг узнал, что там будет Гердт. Решение было однозначным – ехать (я тоже собралась в дорогу).
- Это было летом 94-го. Борис себя плохо чувствовал, трудно переносил дорогу, но, кажется, аж выздоровел, когда они встретились с Гердтом. Радость, много радости от встречи вытеснила недомогание. Там еще забавный эпизод произошел: на вечер Гердта пришло много народу, мы сидели в первом ряду. Зиновий Ефимович увидел нас и вдруг говорит: пока он в зале, я читать не буду, он же все мои шутки наизусть знает.
Наша справка
Борис Алексеевич Чичибабин (настоящая фамилия Полушин) родился в 1923 году в Кременчуге. Учился на историческом и филологическом факультетах Харьковского государственного университета. В 1946 году был арестован и осужден на пять лет лагерей за антисоветскую агитацию. В 1963 году вышли первые сборники его стихов. Большую часть жизни проработал экономистом в Харьковском трамвайно-троллейбусном управлении. Во время перестройки Чичибабин стал одним из самых востребованных поэтов современности: его произведения напечатали многие литературные журналы. В 1990-м за сборник стихов «Колокол» поэта наградили Государственной премией СССР. В последние годы жизни собрал итоговую книгу «В стихах и прозе». Умер Борис Чичибабин 15 декабря 1994 года в Харькове.
В тему
Письмо Андрея Тарковского
Большой ценитель интеллектуального кино Борис Чичибабин старался не пропускать ни одного фильма, что показывали в Клубе Друзей кино (ДК Строителей). Там крутили ленты, чуть ли ни на следующий день после их премьерного показа в Москве и часто случалось так, что картину презентовали сами режиссеры. Так, уже признанный во всем мире русский режиссер Андрей Тарковский, привез в Харьков «Сталкера» через несколько дней после столичной премьеры. Посмотреть новый фильм в Клуб Друзей кино пришло вдвое больше людей, чем мог вместить зал. Многие ютились в проходах, но атмосфера была самая радушная, вспоминает Лилия Семеновна.
- Тарковский сказал речь перед началом фильма, он был очень скромен, невысокий такой, худенький. Говорил о том, что его новый фильм нужно, прежде всего, почувствовать, а потом можно понять. Нам с Борисом очень понравилась картина. И вскоре он написал большое письмо Тарковскому. Сейчас я точно не могу вспомнить, о чем оно было. Но видимо Борис спрашивал о кино, восхищался работами Тарковского, потому что вскоре пришел ответ от режиссера. В очень теплом письме Андрей Арсентьевич обращался к Чичибабину, как к давнишнему другу, и говорил, что их взгляды на кино и искусство полностью совпадают. То послание сохранилось. Кстати, Борис Алексеевич был знаком и с отцом режиссера Арсением Тарковским. Мы тогда гостили у друзей в Москве и Тарковский-старший был приглашен на ужин. Помню, все их разговоры с Борисом были на одну близкую для обоих тему - поэзии.