Нехватка звуковых светофоров и отсутствие табличек на шрифте Брайля - проблема для незрячих харьковчан, но не главная. Для них страшнее наша безучастность
«Комсомолка» продолжает серию материалов о том, как живется в Харькове людям с ограниченными физическими возможностями. Начало - в номере от 30 октября («Как доехать до центра в инвалидной коляске» - о людях, которым ноги заменяют колеса). В этот раз мы узнавали, с какими трудностями в нашем городе сталкивается человек, который ничего не видит.
«Ослепла и сразу повзрослела»
Анна Авраменко родилась зрячей. В детском саду даже начала осваивать букварь, хорошо помнит первые страницы с портретом молодого Ленина и его же изображением в качестве вождя пролетариата. Помнит и буквы. Проблемы со зрением у Ани начались после травмы головы. Когда они проявились, у девочки уже началось отслоение сетчатки, исправлять ситуацию было поздно. В этом месте своего рассказа десятиклассница затихает, на глазах - слезы.
- Ослепла и сразу повзрослела, - пытается улыбнуться Аня. - Пришлось уехать из родного Донецка учиться в Харьков, в специализированную гимназию. Но нет худа без добра: у меня теперь две семьи - в Донецке и здесь.
Таких, как Аня, в гимназии - восемьдесят человек. Все - инвалиды первой группы, совсем не видят. Детей здесь учат жить на ощупь.
Сначала пальцами, потом ногами
Ориентироваться в Харькове учеников гимназии имени Короленко учат еще в первом классе. Наряду с обычными предметами есть специфические. Например, урок коррекции и ориентирования. В классе, где проходят занятия, на стенах висят большие стенды-карты с объемными изображениями. Один из маршрутов - гимназия – парк им. Горького. Пальчики ребенка щупают выпуклость в виде звездочки – это гимназия, «идут» по картонному тротуару, останавливаются там, где дорога, и доходят до картонных деревьев.
- Для детей это больше чем урок, - говорит учитель начальных классов Ольга Назарова. - Изучать маршруты города по особым картам - полезная игра. Уже в старших классах, когда дети могут выходить в город, они знают, где какой поворот, где - опасные участки и перекрестки. Первый маршрут - самый простой: от нашей гимназии и до станции метро «Университет». И если для здорового человека – это всего триста метров, то для слепого - огромное расстояние с бордюрами, дорогой и прочим.
Аня тоже учила эти маршруты, вспоминает, что сдавать экзамен пришлось прямо на улице.
- Получается, что если пальцами хорошо все запомнил, то ногами уже просто, – вспоминает девочка.
С младших классов детям здесь рассказывают и об этике. Главное - воспитать у ребенка уверенность, что он всегда может корректно обратиться с просьбой к чужим людям, которых не видит, и рассчитывать на помощь.
В метро - удобно, в маршрутке - нет
В гимназии дети чувствуют себя, как в крепости. Уже в первый месяц пребывания здесь они успевают изучить помещение. Здание знают так хорошо, что на переменках даже весело гоняются друг за другом по витиеватым коридорам. Здесь у них свой мир. За дверями гимназии – другой, опасный. До совершеннолетия они выходят туда только с воспитателями или родными. А с шестнадцати лет разрешается (если есть специальная расписка от родителей) погулять и одному. Но мало кто из старшеклассников гимназии решается идти в город самостоятельно.
- Я сама еще никуда не ходила, только с подругой, которая видит, - признается Аня.
- Боишься?
- Не возникало такой необходимости, - быстро отвечает девушка, - со знакомым человеком, конечно, легче в городе. Подскажет, где остановиться, где свернуть. Поддержит за руку. В метро ездить удобно, там объявляют станции, и всегда знаешь, где выйти. А в маршрутках, троллейбусах и трамваях иногда не говорят, даже чаще всего не говорят. Плохо, что в городе нет специальных звуковых светофоров для слепых, точнее, их мало. А в моем родном Донецке, к примеру, эта проблема решена лучше. Но главное для нас - все-таки это понимание и поддержка людей. Бывает очень обидно, когда слышишь какие-то грубые слова в свой адрес. И хоть в гимназии нас учат просить помощи, поддержки, например, в магазине или транспорте, очень сложно обязать чужих людей быть участливыми. Хотя я слышала много историй, когда слепым по-настоящему помогали незнакомые люди.
А вот о нормальном досуге – посидеть в кафе, сходить в ночной клуб - незрячий человек может только мечтать. В идеале нужны везде таблички на шрифте Брайля.
- Но кто же специально для нас будет их вешать? - удивляется девочка.
Победила в конкурсе красоты
В кафе, куда мы с Аней заглянули выпить чашечку кофе, она с удовольствием делится своими достижениями и планами на будущее.
- Нас учат добиваться цели, и это замечательно. Я, например, кроме того, что хорошо учусь, еще шесть лет занимаюсь бандурой, принимала участие в серьезном конкурсе Хоткевича. Ездила на конкурс красоты в Одессу, стала там вице-мисс. А еще люблю иностранные языки – в школе изучаю немецкий, английский, а итальянский – по самоучителю на аудиокассетах. Если моим планам суждено сбыться, поеду на учебу в США. Я уверена: чтобы чего-то добиться, нужно иметь большое желание.
Кстати
В Харьковской области около двух тысяч людей с проблемами зрения. В областной специальной гимназии для слепых детей имени Короленко учатся двести школьников из пятнадцати областей Украины. Восемьдесят из них полностью слепые.