Загрузить еще

Как добраться в центр города на инвалидной коляске

Как добраться в центр города на инвалидной коляске

Корреспондент «Комсомолки» провел день с человеком, которому ноги заменяют колеса

Учимся преодолевать бордюр

Забегая вперед, скажу, что нашим инвалидам без феноменальных физических способностей в Харькове не выжить. Может, поэтому у нас одни из сильнейших параолимпийцев в стране? Взять хотя бы бордюр - это только для нас, здоровых, удобное место для очищения сапог от грязи. А для конструкции на двух колесах эти 10 - 20 сантиметров - непреодолимый барьер. При попытке съехать с него вы тут же загремите вперед, а если рискнете взобраться – опрокинетесь на спину. Надо или быть редким эквилибристом, или постоянно просить о помощи прохожих.

- Люди, слава Богу, в Харькове очень отзывчивые, - благодарит земляков Андрей, колясочник с десятилетним стажем. – Хотя иногда приходится подолгу ждать, пока мимо пройдет достаточно крепкий человек. Ну почему не сделать скат более пологим, чтобы могла съехать коляска?

Андрей стал моим гидом по Салтовке. Хотя можно было взять любой другой район – картина будет та же. Первый пункт – почтовое отделение, и мы сразу же сталкиваемся с трудностями. Почта – по диагонали через перекресток, а это значит, что нам предстоит преодолеть четыре бордюра, и успеть, пока горит зеленый! Андрей на это только разводит руками.

- Моего знакомого колясочника уже два раза сбивали на дороге. Повезло, что не на большой скорости. Отделался ссадинами и ушибами.

Поликлиника – только для здоровых?

Вот и почта. Тут новая напасть. Вход в отделение – в двух метрах над землей. Крутые ступени для нормальных людей и ни намека на приспособление для инвалидов!

- Как же вы заезжаете?!

- Без помощи двух-трех человек не обойтись. Но даже им тяжеловато вкатывать наверх коляску, - признается Андрей. – А мне в этот момент остается только молиться, чтобы они не оступились и меня не уронили.

Мы обошли местные отделения банка, магазины, аптеки – нигде нет пандуса. Да что говорить, даже в районной поликлинике № 6 – для инвалидов нет специального входа! Там вообще двери на небесной высоте для любого больного, даже ходячего. «А может, это такой способ лечения?» – подумалось, глядя, как старушки преодолевают ступеньку за ступенькой.

В транспорт не стоит и соваться

Почта от дома Андрея – в паре остановок на троллейбусе. Поликлиника – еще в четырех с пересадкой. Но общественный транспорт мы гордо проигнорировали. Когда переполненный троллейбус открыл двери, чтобы вместить в себя еще примерно столько же человек, стало ясно – коляску можно разве что на голову им вкатить.

- Не все коляски впишутся в двери. В автобус, к примеру, нечего и соваться. В трамвай и троллейбус – только на тот вход, где нет поручня посередине. Но даже если транспорт не переполнен, не так много людей, которые смогут втащить меня с коляской внутрь. У кого грыжа, у кого радикулит – здоровых людей, наверное, уже и нет, - констатирует мой спутник. – Я за десять лет ни разу не рискнул проехать на общественном транспорте. И всего два раза спускался в метро. Впечатлений хватило на всю оставшуюся жизнь.

Мне достаточно было взглянуть на два спускающихся вниз рельса металлического пандуса в подземном переходе, чтобы отогнать любую мысль испытать спуск на себе. Кроме «кравчучки», в них не попадет ни одна коляска. А какой крутой спуск! Похоже, зимой, когда чуть подмерзнет, здесь для инвалидов просто американские горки!

Андрей поделился другим опытом.

- Перрон, как правило, оказывается ниже пола вагона, поэтому въехать туда без помощи постороннего трудно. Так ведь не везде еще и пустят! Ко мне недавно друг из Лозовой приезжал. Попытался спуститься в метро на станции «Исторический музей». Контролер его не пустила! Мол, тут эскалатор, вы перевернетесь. Он полтора часа прождал на станции кого-нибудь из руководства метрополитена, чтобы разъяснить, как ему поступить. Но никто к нему не вышел, и милиция не вмешалась, хотя пассажиры готовы были провезти его до нужной остановки. В итоге инвалида заставили ехать на станцию метро «Центральный рынок» (там нет эскалатора). Для этого ему пришлось подняться из метро на поверхность, съехать по Бурсацкому спуску, спуститься на станцию «Центральный рынок», где нет пандуса, проехать до «Советской» и «перейти» на тот же «Исторический музей»!

Интересно, почему попрошайки на колясках попадают в метро беспрепятственно?

Лифты и коляски – несовместимы

- Вы хоть раз выбирались в центр за эти десять лет? Мы возвращаемся к дому Андрея. Нам приходится периодически останавливаться – дорога в гору, и даже с моей помощью Андрею все равно тяжело крутить колеса.

- Для путешествий нам нужны памперсы, а они – по три гривны за штуку, - отвечает собеседник. - С моей пенсией в 500 гривен это непозволительная роскошь. Да и без противопролежневой подушки много не проедешь. Мягкие места со временем просто стираются. А хорошая подушка стоит в аптеке 500 долларов… Хотя раз все-таки съездил на коляске к сестре на проспект Гагарина. Два с половиной часа потратил, что называется, без рук, без ног был. В городском центре «Доверие» есть микроавтобус для инвалидов. Но он один на весь город. И очередь туда на два дня вперед…

У подъезда нас встречает пожилая женщина - мама Андрея, она привычно вкатывает килограммов 80 по ступенькам (ну откуда здесь взяться пандусу!). Я опасливо осматриваю явно узкие для коляски двери лифта.

- На активной коляске, как у Андрея, в него можно втиснуться, - перехватив мой взгляд, говорит Татьяна Павловна. – Но лишь сильно прижав двери. На других, к примеру, комнатных колясках не стоит и пробовать. Они и в двери квартиры не всегда вписываются.

Вот такая получилась прогулка. «Ну кто так строит?!» - вслед за героем из «Чародеев» хочется спросить у наших строителей...

А как у них?

В этом году Андрей побывал в реабилитационном лагере в Одессе. И поразился, как продуманно можно сделать все для инвалидов!

- Все зависит от руководства города, - убежден парень. - У каждого владельца маршрута, скажем, две из десяти машин оборудованы электроподъемником для инвалида. То есть подъехал на остановку, махнул водителю, тот вышел, помог заехать. Да, приходится ждать такой маршрутки иногда по полчаса. Но зато ты уверен, что сможешь добраться в любой конец города.

А киевские друзья рассказали Андрею, каким комфортным, оказывается, может быть метро:

- Подъезжаешь к контролеру, он сигналит двум помощникам, и они сопровождают тебя по на всем пути следования и поднимают на поверхность.

Но о таких удобствах у нас можно только мечтать. А вот бордюры и пролежни – это реальность. И каждый инвалид вынужден изобретать велосипед, осваивая премудрости выживания в нашем городе.

- Был бы хотя бы инструктор в социальной службе, который обучал бы инвалидов полезным навыкам: как пересесть из коляски в машину, как тот же бордюр преодолеть, как коляску в собесе выбрать! Берешь по неопытности первую попавшуюся, а потом выясняется, что она для тебя высокая и в двери не проходит. Для нас ведь инвалидная коляска – как для здорового обувь. А в собесе даже каталогов нет, чтобы можно было подобрать подходящую для тебя конструкцию. В этом году вообще закупили самые худшие коляски – львовского производства. Ну почему не спросить сначала мнение тех, кто ими будет пользоваться?