Загрузить еще

Первая боевая ракета Р-16, разработанная в КБ «Южное», унесла девяносто две жизни

Первая боевая ракета Р-16, разработанная в КБ «Южное», унесла девяносто две жизни
Фото: Ветераны ракетостроения Константин Луарсабов (слева) и Виталий Чеховский свято хранят память о погибших товарищах.

В Днепропетровске встретились участники первых испытаний, чудом оставшиеся в живых

Сорок семь лет назад на Байконуре во время запуска первой боевой межконтинентальной ракеты Советского Союза Р-16, разработанной в ОКБ-586 (ныне - КБ «Южное»), произошла одна из самых больших в ракетостроении катастроф. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Спастись удалось немногим. Корреспондент «КП» встретился с выжившими свидетелями трагедии.

Люди горели заживо

Почтить память павших ветераны ракетостроения собрались на Запорожском кладбище.

Константин Луарсабов, бывший начальником группы по испытаниям, находился на стартовой позиции в непосредственной близости от ракеты.

- Была объявлена 30-минутная готовность, - вспоминает он. - На площадке скопилось много народа, так как проводились внештатные операции. При проверках около 7 часов вечера в результате команды, выданной программным токораспределителем, произошел несанкционированный запуск маршевого двигателя второй ступени.

Мощная огненная струя вмиг разрушила днище бака окислителя 1-й ступени, затем бака горючего, и более 130 тонн топлива превратили стартовую площадку в огненный смерч. Лавинообразное горение продолжалось секунд 20, а затем в течение двух часов догорали агрегаты, сооружения, кабельные коммуникации.

- Поскольку я занимался огневыми испытаниями, - рассказывает Луарбасов, - то как только увидел пламя, сразу понял, что будет, и выскочил из стартовой позиции.

Взрывная волна, догнав, швырнула его в сторону, обгорела голова и руки.

- Неизвестно, сколько я валялся на земле, а когда очнулся, услышал стоны, доносившиеся из защитного рва. Люди горели заживо.

Телеметрист Виталий Чеховский, бывший в 1960-м старшим инженером, находился в монтажно-испытательном корпусе и впервые наблюдал за пуском.

- В окно увидел огонь и крикнул: «Пуск», - вспоминает он, - а мой товарищ закричал: «Не может быть». Ведь еще не была отстыкована машина обслуживания, а ракета была не заправлена. Затем мы наблюдали, как с нее посыпались люди.

Катастрофа так потрясла его, что он написал песню, которая долгие годы была гимном КБ.

В конце октября 1960 года эта злополучная ракета взорвалась на старте.

«Мы сделали работу - налей еще стакан»

Владимир Пустовов, инженер-испытатель, в последующем профессор, заслуженный деятель науки и начальник отдела КБ «Южное», за пять минут до аварии ушел на командный пункт контролировать предстартовую операцию.

- Запомнилось, как Василий Концевой и Лев Берлин (заместители Главного конструктора ОКБ-586. - Авт.) стояли в танкистских шлемах, - припоминает ветеран. - У Берлина был день рождения, и он сказал: «После пуска отметим», даже ужин у буфетчицы заказал. Я проверял подрыв мембран. Услышав, как заполнялись трубопроводы, Василий Концевой сказал: «Сегодня у нас все будет хорошо», и мой подъем на 2-ю ступень ракеты отменил. Это была последняя фраза в его жизни.

В предвкушении успеха ребята цитировали сочиненный Сергеем Королевым стих:

«Мы сделали работу -

налей еще стакан.

Пускай теперь оглохнет

товарищ Левитан».

Но оглохнуть пришлось самим ракетчикам - от раздавшегося вскоре грохота.

Обгоревших складывали в кунги

В обязанности старшего техника Ивана Коваля, ныне являющегося членом комиссии по восстановлению исторической справедливости в Байконурском деле, входило подвести систему в боевое положение.

- Когда объявили готовность, я должен был убрать антенну, после чего ушел в бункер, где размещалось управление, - рассказывает Иван Васильевич. - Когда почувствовал колебание земли и увидел оранжевое облако, решил, что ракета упала на бункер. Затем повалил дым, мы надели противогазы и на ощупь вышли наружу. Падавших людей выносили в кунги (плотно закрытые кузова. - Авт.), которые очень быстро заполнились обгоревшими.

Сам Янгель уцелел случайно - просто потому что вышел покурить.

С уцелевших взяли обет молчания. А привезенных в Днепропетровск погибших хоронили в закрытых гробах, в разное время дня и с разных мест, чтобы не просочилась информация о техногенной катастрофе. Потому и могилы их на Запорожском кладбище расположены отдельно, по две. В трагедии погибли 6 сотрудников КБ: Василий Концевой, Лев Берлин, Евгений Аля-Брудзинский, Владимир Карайченцев, Леонид Ерченко, Виктор Орлинский.

Официальная версия гласила, что авария была вызвана взрывом емкости с горючим. Но все знали, что на самом деле была нарушена техника безопасности.

- Мы с этой техникой обращались на «ты», а надо было на «вы», - подытожил Михаил Янгель.

ТТХ

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16

Длина, м 30,44 - 34,3

Максимальный диаметр корпуса, м 3,0

Стартовый вес, т 140,6 - 141,2

Мощность заряда, Мт 3 - 6

Дальность стрельбы, км 10500 - 13000

Точность стрельбы (КВО), км 2,7

Год принятия на вооружение 1962

Год снятия с вооружения 1974