Не секрет, что за хорошим начальником люди хоть на край света пойдут. Вот только кто он – хороший начальник? Может, как Петр I – вижу цель, не замечаю препятствий? Или Джордж Буш – свой парень в доску? А, может, как загадочный Осама Бен Ладен, которого мало кто видел, но все боятся? Вот что думают по этому поводу сами шефы.
Михаил Борисюк, генеральный конструктор КП ХКБМ им. Морозова:
- Современный руководитель должен быть квалифицированным. Он должен знать ту область науки и техники, в которой занято его производство. А если пришел со стороны, от такого руководства толк будет лет через пять, после того лишь, как он освоится и обучится. Дальше – руководитель должен быть ответственным. Есть хорошая народная поговорка: «Рыба гниет с головы». Если директор сам дисциплинирован, ответственен, начинает рабочий день со всеми, а то и раньше, и его график четко организован, - с таким шефом и коллективу легче работается. И последнее. Сейчас много умных, которые только говорят, как должно быть и как хорошо у других. Но тех, которые не только знают, но и делают – очень мало.
Зураб Аласания, генеральный директор ХОГТРК:
- Шеф должен быть чем-то средним между демократом и либералом. Чуточку авторитарным, но в то же время дружелюбным. Ни на секунду и ни при каких обстоятельствах не допускать хамства. Уважать и обращаться на Вы ко всем сотрудникам, от уборщицы до заместителя. Прекрасно разбираться во всех звеньях своего предприятия и быть компетентным даже в мелочах. Но при этом не стесняться, если нужно, взять веник и подмести пол. Хотя, конечно, этот образ из разряда идеальных.
Сергей Семочкин, президент концерна «АВЭК и Ко»:
- Руководитель должен быть жестким, но коммуникабельным. Ему всегда нужно помнить о своих подчиненных, интересоваться их жизнью и защищать в любой ситуации, не взирая на обстоятельства. И все вопросы решать тут же на месте. Кроме того, он обязан быть профессионалом и хорошим администратором. И не бояться сильных подчиненных. Одним все это дается от рождения, у других вся жизнь уходит на то, чтобы стать хорошим руководителем. А у некоторых это вообще никогда не получится. Потому что есть ведомые и есть ведущие. В этом нет ничего плохого, главное, правильно оценить свои возможности.
Лариса Потимкова, директор школы танцев «Авансцена»:
- Прежде всего, руководитель обязан создать комфортные условия своим подчиненным, чтобы им приятно было ходить на работу. Если бизнес растет, надо поощрять своих сотрудников. А еще нужно доверять им. Порой трудно проверить, насколько они честны и порядочны. Поэтому лучше сразу окружить себя теми людьми, в которых изначально не сомневаешься. К счастью, мне удалось сформировать такой коллектив. Пока подобные отношения не очень распространены среди наших предпринимателей, но к ним надо стремиться, потому что в этом – залог успешного бизнеса. Когда люди довольны работой, они вкладывают в нее душу. А если что-то тяготит, это передается коллегам, и обязательно сказывается на тех, кто к нам приходят. Кстати, одно из главных условий, которое я ставила перед теми, кого брала на работу, - приветливость.
Опрос «КП»
«Босс должен быть впереди планеты всей!»
Наталия, ПР-консультант:
- Босс должен быть впереди планеты всей. Следить за последними тенденциями в производстве, управлении, применять все это в своем деле. Подталкивать подчиненных к развитию и образованию. Быть мудрым, а не жестоким. Жестким, но не громким. Приятным в общении, но загадочным.
Наталья, журналист:
- Думаю, он должен быть внимательным к сотрудникам и не допускать ущемления их интересов. Иначе подчиненные будут потихоньку подыскивать другое место работы или параллельно работать на других, чтобы как-то компенсировать то, что недодают на основной работе. И еще он должен находить стимулы, чтобы у сотрудников было желание выкладываться, зная, что за это они получат бонусы.
Ксения, ландшафтный дизайнер:
- Инициативным, энергичным, оптимистичным, харизматичным и способным заразить коллектив желанием работать. Он должен, с одной стороны, уметь установить хорошие теплые отношения с подчиненными, но в то же время добиться того, чтобы эти отношения не перешли в панибратство. Ответственность и пунктуальность - тоже очень полезные черты для руководителя.
Сергей, видеоинженер:
- Ответственным за подчиненных, образованным, специалистом в той области, в которой руководит.
Максим, столяр.
- Уметь работать с людьми, быть независимо мыслящим и способным на нестандартные решения.
Комментарий психолога
«Не приспособленных к лидерству, в природе очень мало»
А вообще, каждому ли дано быть хорошим руководителем? И руководителем вообще? Над этим мы попросили задуматься профессора кафедры психологии ХНУ им. Каразина Евгения Заику.
- Чтобы выбиться в шефы, нужно обладать очень широким кругом профессиональных качеств. Недостаточно быть только энергичным или коммуникабельным, - констатирует специалист. – Потому что бывают разные ситуации. Как нельзя, например, сказать каким должен быть шофер: для дальнобойщика это будут одни характеристики, для таксиста – другие. Так и с руководителями. Для разных коллективов нужны разные типы директоров.
И тем не менее, каждый человек со своими индивидуальными качествами, в принципе, может сделать карьерный рост. Так считает психолог. Нужно лишь правильно найти свою нишу на этом поприще. Один хорошо чувствует себя в маленьком коллективе, другому подавай широкое поле для деятельности, третий как рыба в воде чувствует себя, когда приходится рисковать…
- Тех, кто совсем не приспособлен к лидерству, в природе очень мало. Это либо крайне глупые, либо излишне пассивные или наоборот самоуверенные люди, - говорит Евгений Заика.
А вот чтобы стать хорошим руководителем, надо еще поработать над собственным стилем. Просто заимствовать у успешных руководителей их методы – не выход. Это все равно, что пытаться натянуть на себя платье прямо с показа мод.
- Одни добиваются авторитета громким голосом, другие – мягким обращением к подчиненным, - поясняет психолог. – Кроме того, надо уметь в разных ситуациях применять разные методы работы: где-то быть жестким, а где-то и слабинку проявить.
Но в любом случае, подчеркивает специалист, удача будет сопутствовать тому боссу, который чутко улавливает чаяния подчиненных и соотносит их интересы с целями кампании.
- Не изрекать из себя директивы, а учитывать мнение своих сотрудников – такой подход обеспечит ему легкость в управлении коллективом, - убежден Евгений Валентинович.