Загрузить еще

В харьковской клинике Островского вернули к жизни

В харьковской клинике Островского вернули к жизни
Фото: Профессор Дмитрий Яременко показал место, где стояла кровать писателя. Сейчас в этой комнате аудитория.

На днях Харьковский институт патологии позвоночника и суставов имени М. И. Ситенко АМН Украины отметил столетний юбилей. За это время институт прошел путь от маленькой закрытой узкоспециализированной больницы до одного из виднейших в Украине медицинских учреждений, которое является академическим научно-организационным центром страны в области ортопедии и травматологии. Здесь несколько лет лечился Николай Островский. Именно харьковский врач стал прототипом героя знаменитого романа «Как закалялась сталь».

Больной не хотел жить

В Харькове Николай Алексеевич Островский лечился долго. В 1922 году во время строительства железнодорожной ветки для подвоза дров в Киеве он сильно повредил позвоночник. 18-летнего Островского частично парализовало, позднее у него «окаменели» суставы. Несколько раз он приезжал на консультации к харьковским медикам, а в 1927-м Островский остался здесь на длительное стационарное лечение. Он попадает в руки докторов Харьковского медико-механического института – одного из самых престижных лечебных учреждений страны.

- Он приехал сюда совершенно подавленный, уже пошли осложнения – писатель начал слепнуть, - рассказал профессор института Дмитрий Яременко - На фоне тяжелой болезни он даже подумывал о самоубийстве. Это был тяжелый случай – больной не хотел жить. Его лечением занялась одна из лучших врачей института Фаина Евсеевна Эльяшберг, она тогда работала заместителем директора по научно-лечебной части, специализировалась на тяжелых случаях.

Писателя сразу определи в общую палату на третьем этаже. Это был специальный медицинский прием: вместе с другими больными легче преодолевать депрессию - забыть о собственном горе проще, видя страшные страдания других. Сегодня любой сотрудник в институте покажет место, где лежал тяжелобольной Островский, его кровать стояла в углу, возле огромного окна – ему постоянно был нужен дневной свет. Сейчас в этой комнате аудитория.

Впервые взял ручку в зубы

О Фаине Евсеевне в институте вспоминают с особой теплотой и уважением: почти за полвека работы она поставила на ноги тысячи человек, к каждому у нее был свой подход. Та же история с Николаем Алексеевичем: ей удалось убедить больного, что даже с параличем и слепотой можно жить. А главное - писать дальше.

- Здесь он впервые взял ручку в зубы и писал, писал, писал, - рассказывают в институте. - Постепенно к этому сильному человеку начала возвращаться тяга к жизни. И вот он решает свой жизненный опыт положить в основу книги. Здесь, в 1927 году, писатель приступил к автобиографическому роману «Рожденные бурей». К сожалению, спустя полгода, при пересылке рукописи в Московское издательство, она была утеряна. После курса лечения в Харькове писатель переезжает в Москву. Вылечить больного с таким диагнозом не под силу даже в наше время, но главное, чего добилась Фаина Эльяшберг, - болезнь перестала прогрессировать. Уже в тридцатых годах писатель возобновляет попытку писать. Он начал работать над романом «Как закалялась сталь». С ручкой в зубах он выводил неровные буквы на специальном трафарете. Сил хватало только на несколько страниц в день. Основную часть работы делали его друзья – записывали мысли под диктовку писателя, сменяя друг друга. Когда роман напечатали, он сразу стал популярным. Взахлеб его прочитали и сотрудники Харьковского медико-технического института и в одном из врачей, описанных в романе, узнали Фаину Евсеевну, хотя у героини Островского было другое имя.

- Островский до конца дней был благодарен институту и лично Фаине Эльяшберг за то, что она помогла выйти из тяжелого душевного кризиса. Свои размышления по этому поводу и благодарность врачу он надиктовывал на пленку еще в стенах харьковского института. Но, увы, эти материалы вместе с многочисленными фотографиями и медицинскими заключениями о болезни писателя, сгорели, а дубликатов не осталось.