Загрузить еще

Раритетный Т-34 стоит сотни тысяч долларов

Раритетный Т-34 стоит сотни тысяч долларов
Фото: Раритетный Т-34 стоит сотни тысяч долларов

БТРы и танки?

На главной проходной большими буквами сверкает: «80 лет КБ им. Морозова». Девушка-охранник приветливо улыбается. И хотя сотрудники продолжают носить с собой личные карточки доступа (без них нельзя было перейти из КБ в цехи), но уже не кодируют танк «объектом», а башню «колпаком», когда разговаривают по телефону. Той  всеобщей секретности, что была здесь при Союзе, уже нет.

- Мы теперь в рыночных условиях, а чтобы уметь торговать, надо показывать товар, - говорит генеральный конструктор КП ХКБМ им. Морозова, Герой Украины Михаил Борисюк. – Хотя есть вещи, которые мы все же держим в секрете: технологии, ноу-хау.

Танки по-прежнему продукт № 1 для  наших конструкторов.

- Многие говорят, что время танков прошло. Но как только назревает военный конфликт, в том же Ираке, например, они – на переднем плане, - утверждает Михаил Демьянович. – У бронетранспотртера не такая высокая защита, любому гранатометчику легче подбить его, чем уничтожить танк. Я уверен, что пока существуют границы, у государств будут армии, а значит, и сухопутные войска, основой вооружения которых будут танки. Соответственно эту машину нужно постоянно совершенствовать. Опыт показывает, что ей сейчас нужна маневренность в условиях стесненной городской среды.

Спор прекратил Сталин

Тех, кто участвовал в создании легендарного танка второй мировой войны Т-34, в КБ уже не осталось. Хотя на предприятии настаивают: легендарной машину сделали не только конструкторы, но и рабочие, солдаты. А также гражданская смелость Михаила Кошкина, тогдашнего руководителя КБ. Он возглавил предприятие буквально через год после окончания политехнического института. До учебы работал на различных постах, в том числе и руководил кондитерской фабрикой. Но партия сказала – нужны танки. И Кошкин сумел выполнить эту задачу.

- Может, не все согласятся, но за три года, сколько он был в КБ, нельзя было научить всех конструировать по-новому. Естественно, он приехал не на голое место, - считает главный конструктор КБ Александр Веретенников. - Здесь уже велись работы по новому для того времени танку. Заслуга Михаила Ильича в том, что он сумел понять замыслы конструкторов, поддержать то, что они предлагали, - и отстоять перед руководством армии и страны. В КБ созрела тогда радикальная идея. В тот период танки изготавливались на колесно- гусеничном ходу. Страна большая, войска при необходимости нужно было перебрасывать на огромные расстояния, а гусеницы этого не выдерживали. Поэтому их надевали уже непосредственно перед боем. Но двойная трансмиссия утяжеляла конструкцию. Соответственно танки были слабо  вооружены и защищены. Харьковчане предложили оставить только гусеницы. Появившиеся новые стали позволяли сделать их намного выносливее, зато сэкономленный вес в машине можно было отдать мощной броне и вооружению. В тех условиях любая инициатива была риском. На носу война, и Кошкина могли обвинить в расходовании казенных средств и срыве сроков подготовки производства. До его приезда в Харьков уже репрессировали директора ХПЗ и прежнего главного конструктора.

Бурным спорам на Высшем военном совете в Москве быть танку гусеничным или колесно- гусеничным положил конец Сталин. Результат известен всем: Т-34 - лучший танк Второй мировой войны, как его окрестили в свое время военспецы.

К слову, в фильмах о Великой Отечественной показывают ненастоящие Т-34. Точнее, не те, что были разработаны в начале войны – они почти полностью были  в боях. Редкие раритеты на музейном рынке стоят сотни тысяч долларов. В фильмах показывают машины, разработанные КБ  и выпускавшиеся уже ближе к концу войны – с длинноствольной 85-миллиметровой пушкой и толщиной брони 90 мм.

Броня не терпит слабых мышц?

Т-34 был исключительно прост в изготовлении, его можно было ремонтировать в полевых условиях и совершенствовать при производстве – такой запас в конструкцию  заложили его создатели. Уже во время войны конструкторы смогли упростить и уменьшить в нем количество деталей почти на 700! Хотя машина не была идеальной.

- Этот танк создала война, - комментирует Александр Веретенников. - Для нас это пример того, как при необходимости наша нация может создавать технически сложные для своего времени изделия. Однако конструкция была надежной но достаточно грубой, с простой оптикой. К тому же Т-34 был тяжел в управлении. Танкисты шутили: «броня не терпит слабых мышц». Англичане или американцы, к примеру, не поняли бы такую машину.  К примеру через полвека англичане создавая свой современный «Челленджер», спорили, нужен ли в нем автомат заряжания. И один из главных аргументов против звучал так: «Традиционно в английской армии в задачи заряжающего входит приготовление бутербродов и горячих напитков на марше. Если будет автомат заряжания, кто это будет делать?» Но для наших людей, которые во время войны пересели в танки Т-34 с тракторов, у которых никогда не было личного автомобиля, эти машины были вершиной комфорта.

Комфорту в советских войсках не уделяли особого внимания, признаются конструкторы. Армия заказывала машины для войны, и в этом наши спецы были на высоте. Т-64, созданный в 60-х на харьковском предприятии, стал не менее знаменитым, чем Т-34.

- Это первый в истории танк, который имел совокупные боевые характеристики в два раза выше, чем предыдущая модель, и при этом не нарастил массу. Редкий в истории техники случай, - отмечает главный конструктор КБ. – Т-64 подтолкнул Запад к созданию танков второго поколения, тех же «Абрамсов», которые составляет основу вооружения в США.

Потомок «Катюши» обновит лицо?

Военную технику нужно обновлять каждые 20 – 30 лет, убеждены в КБ.

- Мы продолжаем модернизацию Т-64, потому что их много в нашей армии, - поясняет генеральный конструктор Михаил Борисюк. - Но это все равно техника 60-х, трансформируемая до уровня 80-х. Поэтому с конца 90-х мы разрабатывали новую машину, сейчас она на стадии завершения.

«Оплот» - так назвали конструкторы новый танк. По своим характеристикам, говорят они, эта машина – новый этап в танкостроении, как в свое время Т-34 и Т-64.

Но сегодня основная продукция предприятия не только танки. Следуя запросам рынка, КБ занимается всеми типами колесных и гусеничных бронированных машин. Если нет заказа от Минобороны, разрабатывают на свой страх и риск и за свои средства. В расчете, что хорошая техника все равно будет востребована, если не у нас, то за рубежом.

- А еще сейчас мы занялись модернизацией «Града» потомком знаменитой «Катюши» - будем доводить до современного уровня, - улыбается Михаил Борисюк.

- Пока в Украине будут существовать конструкторские бюро, которые в состоянии создавать танки, самолеты, корабли, мы будем считаться нацией создателей, нацией первого сорта, - добавляет Александр Веретенников. - Если они исчезнут, мы станем обществом потребителей. Производством сложной техники сейчас занялись многие развивающиеся страны, к примеру, в Юго-Восточной Азии. Они закупили  на западе лицензии, современное оборудование, обучили инженеров. Но они все еще не всегда могут сами разрабатывать современное вооружение. И в этом наше преимущество.

Кстати

КБ им. Морозова сегодня осваивает и гражданскую технику: бульдозеры, тракторы, оборудование для угледобывающей и алюминиевой промышленности, был даже эксперимент с автомобилями. А недавно боевую машину будущего харьковчанам заказал Федор Бондарчук для своего нового фантастического фильма.

Фото автора и предоставлено КБ им. Морозова.

ТТХ

«Оплот»

Год выпуска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2003

Вес, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Экипаж, чел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Габаритные размеры, мм:

– длина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 720

– ширина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 775

– высота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 285

Вооружение:

– пушка, мм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125

– спаренный пулемет, мм . . . . . . . . . . . . 7,62

– зенитный пулемет, мм . . . . . . . . . . . . . . 12,7

Мощность двигателя, л.с. . . . . . . . . . . . . . . . . 1 200

Скорость максимальная, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . 70

Запас хода, км . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450

 

Т-34 (1940)

Год выпуска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1940–1944

Вес, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26,5 - 31

Экипаж, чел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Габаритные размеры, м:

– длина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5,92

– ширина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3,0

– высота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2,4

Вооружение:

– пушка, мм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76,2

– 2 пулемета, мм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7,62

Броня, мм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 - 45

Мощность двигателя, л.с. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500

Скорость максимальная, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Запас хода, км . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400

Фото автора и предоставлено КБ им. Морозова.