Вице-премьер-министр, глава комиссии по выяснению обстоятельств катастрофы Ан-26Ш в Харьковской области Олег Уруский рассказал о причинах падения судна.
"Установлена техническая причина нештатной работы левого двигателя и срабатывание датчика падения давления по ИКМ (измеритель крутящегося момента), - написал
Частный летчик из Черновцов, мастер спорта по авиамоделированию Леонид Ковальчук популярнее объяснил "КП" в Украине", что могут означать слова Олега Уруского. По мнению нашего собеседника, катастрофу можно было предотвратить, ведь подобные технические неполадки с этим самолетом уже случались – но все удавалось вовремя уладить.
- Я вам объясню, что могло стать причиной падения самолета. Видимо, борттехник не увидел, что крутящийся момент одного двигателя упал – он был на 30% ниже, чем у второго мотора, - объясняет Леонид Ковальчук. – Бортмеханик сидит посредине между левым и правым пилотом, у него есть пульт с приборами - эти приборы показывают работу всех систем. Датчик сигнализирует, полностью ли работает двигатель. Прибор должен был показывать 90 % с чем-то у одного двигателя, а у второго показал только 60%. Техник, наверное, не увидел и не передал эту информацию пилоту, в итоге тот вовремя не среагировал.
По словам Леонида Ковальчука, проблемы возникли еще во время так называемого горизонтального полета, а не во время посадки.
- Это был полет по "коробочке" (по кругу. - Авт.): взлет, первый поворот, второй, третий разворот под 90 градусов, последний – и заход на посадку, - продолжает Леонид Ковальчук. - Когда они сделали четвертый разворот, возникла вторая неисправность – винт левого мотора повернулся на реверс тяги (крутит в обратную сторону. – Авт.) и начал толкать левое крыло назад. Там эта автоматика гидравлическая… Возникло огромное сопротивление, негативная тяга. Самолет развернуло, летчик его уже не контролировал, судно потеряло управление.
|
В итоге самолет начал наклоняться – в это время, по словам нашего собеседника, летчик должен был среагировать, "дать правую педаль" (бросить всю мощность на исправный правый двигатель. – Авт.) и наклонить самолет в противоположную сторону. Но на "педаль" никто не нажал…
- Тяги двигателя не хватало, скорость упала до критически низкой, началось критическое скольжение, - говорит Леонид Ковальчук. – А они еще и выпустили закрылки. Знаете, что это? На задней кромке крыла есть щитки – внешние и внутренние. Последние отклоняются вниз, чтобы создать большую подъемную силу. Тем самым уменьшается скорость самолета, но подъемная сила остается такой же. Это ни в коем случае нельзя было делать. Ряд факторов привел к падению самолета. Диспетчер же спрашивал: "Вы контролируете самолет?" Отвечал: "Уже нет, органы управления не реагируют". Если вкратце – думаю, пилот вовремя не среагировал, когда произошло падение тяги из-за того, что ему об этом не сообщили, затем добавились проблемы с негативной тягой.
Эксперт подытоживает, что пилот должен был получить от техника информацию и принять адекватные меры.
- Выключить этот мотор и садиться с выключенным - не было бы никаких проблем, на одном моторе можно садиться спокойно.
КСТАТИ
Вице-премьер-министр Олег Уруский также сообщил, что во время расследования обнаружили грубые нарушения – и в выполнении летных заданий, и в организации полетов.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Вечером, 25 сентября в Чугуевском районе под Харьковом разбился военный самолет, в котором находилось 27 человек – 7 членов экипажа и 20 курсантов Харьковского университета Воздушных Сил ВСУ им. Кожедуба. 25 погибли сразу, двое выжили, но один позже умер в больнице. С погибшими попрощались6 октября на центральной площади Харькова. Президент Зеленский наградил медалями "За военную службу Украине" 27 потерпевших крушение военных, 26 – посмертно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Крушение Ан-26: расшифровка черных ящиков позволила узнать причину поломки двигателя