Катастрофы Ан-26 в Украине: роковая роль помидоров и лобовое столкновение в облаках

Катастрофы Ан-26 в Украине: роковая роль помидоров и лобовое столкновение в облаках

Фото: соцсети

Начнем с того, что Ан-26 машина очень надежная. Как автомат Калашникова. Чем всегда славилась у летчиков. Одно время считалось, что этот самолет может летать и садиться практически везде, независимо от погодных условий и длины взлетно- посадочной полосы. При едва ли не рекордном  тираже серии – 1398 самолетов (выпущенных на Киевском авиазаводе) - потери бортов за все время эксплуатации составили 193 машины (чуть более 10%). Много, конечно, но нужно учитывать специфику работы военно-транспортного самолета, зачастую оказывающегося в "горячих точках": от Афганистана до Донбасса. Специалисты подсчитали: более 70% катастроф произошло из-за ошибки личного состава, в 22% - виновата была техника (в 15 случаях отказ двигателей), 6% - по вине внешних факторов, 1% виновных в авариях установить не удалось.  Мы вспомнили о самых громких авариях Ан-26, случившихся на территории Украины.

5 марта 1985 года. Ворошиловградская область

Район Новобелая (сейчас Луганская область). Учебный полет Ан-26Ш с курсантами летного училища на борту. Штатный полет едва не закончился трагедией из-за ошибки бортового техника. Он выбрал ручное управление подачи топлива, отключив автоматику. Топливо закончилось, когда самолет находился на высоте 2700 метров. Двигатели заглохли. Экипаж тщетно пытался несколько раз запустить моторы, но это так и не удалось сделать. Самолет, обладающий впечатляющими планерскими возможностями, удалось посадить на заснеженное поле. Все члены экипажа и курсанты чудом остались в живых.

3 мая 1985 года. Район аэропорта Львова

Подполковник Юрий Шишковский в последний момент увидел Ту-134 но отвернуть не успел. Фото: соцсети 

Столкновение военного Ан-26 и пассажирского Ту-134 в воздухе.

Оба самолета управлялись очень опытными пилотами. За штурвалом Ту-134 (выполнявшего рейс из Таллина в Кишинев с промежуточной посадкой во Львове) находился летчик первого класса, Герой Социалистического Труда Николай Дмитриев. Ан-26 управлял подполковник Юрий Шишковский, боевой летчик, прошедший Афганистан. Вторым пилотом у него был старший лейтенант Валерий Быковский (сын космонавта Валерия Быковского). В салоне заходящего на посадку Ту-134 было 73 пассажира: 65 взрослых и 8 детей. В нем  летел художник-график, "львовский Дюрер" Александр Аксинин и начинающий талант советского настольного тенниса прибалт Алари Линдмяэ. В Ан-26 было 15 человек,  практически все командование Прикарпатского военного округа.

Самолеты столкнулись в облаках на высоте 3900 метров. Как потом оказалось, диспетчер попутал сигнал от идущего на подъем Ан-26 с находящимся в 10 километрах от него гражданского  Ан-24. Пилоты визуально увидели друг друга за несколько секунд до столкновения. Оба попытались взять резко вправо, но столкновения левыми лопастями избежать не удалось. В катастрофе погибли  почти сто человек, находящихся на бортах двух самолетов. Это одна из самых страшных аварий, случившихся над территорией Украины за всю ее историю.

Лайнеры столкнулись в небе из-за ошибки диспетчера. Фото: соцсети

19 марта 1987 года. Винница  

В условиях плохой видимости молодой командир экипажа капитан Потапов (всего лишь полгода летавший в качестве первого пилота ) согласился на убеждения  находившихся в салоне членов военного совета 24-й Воздушной армии и попытался посадить борт в Виннице. А как могло быть по-другому? За штурвалом капитан, в салоне полковники и генералы. Попробуй откажись… Первая неудачная попытка, вторая…Третья оказалась роковой. Уходя на очередной круг, самолет зацепил левым крылом верхушку деревьев. Потапов попытался взять резко вверх и при наборе высоты потерял скорость. Ан-26 рухнул в лес и загорелся. Погибли все 4 члена экипажа и 5 пассажиров. Количество жертв могло быть меньше, но перевозимая в качестве груза служебная "Волга" раздавила людей, находившихся в салоне самолета.

26 сентября 1991 года. Киев. Район аэропорта "Борисполь"

Самолет выполнял грузовой рейс из Краснодара. Доставлял для продслужбы груз овощей и фруктов. По некоторым данным, экипаж взял дополнительно несколько сот килограммов помидоров. Для себя и сослуживцев. В результате был существенно превышен взлетный вес. Избавляясь от балласта, летчики слили в воздухе часть топлива, полагая, что до "Борисполя" остатков вполне хватит. Уже находясь на маршруте, при сильном встречном ветре (а это неизбежный дополнительный расход  керосина) командир запросил посадку в попутном Днепропетровске. Там борт готовы были принять, но сообщили: возможности для дополнительной дозаправки у них нет. Командир решил тянуть до "Борисполя". Уже здесь он почему-то отказался от посадки по прямой на взлетно-посадочную полосу, сделав дополнительный круг перед заходом к земле. Еще одна ошибка – экипаж заранее выпустил шасси, спалив тем самым драгоценные литры топлива. До взлетки самолет не дотянул около полутора километров. Жесткая посадка в поле, сломанное шасси и поврежденный фюзеляж. В результате аварии погиб бортмеханик, остальные члены экипажа получили травмы, но выжили.

Разбившийся АН-26 находился в идеальном состоянии. Фото: Википедия

14 июля 2014 года. Луганская область (район Изварино)

Подполковник Дмитрий Майборода до последнего пытался увести сбитую машину от населенных пунктов. Фото: Википедия

Единственная боевая потеря Ан-26 над территорией Украины произошла в разгар боевых действий летом 2014 года в Донбассе.  Самолет выполнял рейс по перевозке продуктов питания для частей ВСУ. До сих пор доподлинно неизвестно, из какого оружия  был осуществлен роковой залп. Ходили версии об атаке вражеского истребителя с применением ракеты класса "воздух - воздух", говорили о ракетах, выпущенных "Буком" якобы с территории России. Не исключен выстрел и из ПЗРК (переносного зенитно-ракетного комплекса), что мог сделать обычный рядовой из простого окопа. Вот только самолет должен был лететь достаточно низко. Военно-транспортный  Ан-26 шел на высоте около 6500 метров, и достать его там можно было только из очень серьезного оружия. На борту были 7 членов экипажа и один сопровождающий груза. Большинство людей успели выпрыгнуть с парашютом. В терпящем бедствие и практически неуправляемом лайнере остались пилоты – подполковники  командир Дмитрий Майборода и второй пилот Дмитрий Шкарбун. Они погибли, до последнего отводя самолет от населенных пунктов.

АН-26 с позывным "19-й синий" использовался в зоне военных действий на Донбассе. Фото: соцсети 

В ТЕМУ

Забыли снять ручник

4 апреля 1995 года в аэропорту Палана (Камчатская область) самолет Государственной  летной академии Украины пытался взлететь в направлении Киева. При подготовке к взлету члены экипажа забыли растормаживание колес шасси самолета. По сути, пытались набрать скорость для взлета при заблокированных колесах. Самолет разгонялся, моторы ревели, а скорость никак не набиралась. Итог – лайнер выкатился с полосы на 400 м, так и не взлетев. Самолет получил значительные повреждения. К счастью, обошлось без жертв.

ТТХ

Ан-26

  • Экипаж: 6 человек
  • Вместительность:  до 38 человек
  • Грузоподъемность: 5500 кг
  • Длина: 23,87 м
  • Размах крыла: 29,20 м
  • Высота: 8,575 м
  • Площадь крыла: 74,98 м²
  • Масса пустого: 15 850 кг
  • Оптимальная взлетная масса: 22 000 кг
  • Максимальная взлетная масса: 24 000 кг
  • Максимальная скорость: 540 км/ч
  • Крейсерская скорость: 435 км/ч
  • Дальность полета: 1100 км

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Авиакатастрофа под Харьковом: все версии крушения самолета с курсантами

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях