Рядом с селами Хильчицы и Почапы возле Золочева Львовской области стоит пара покошенных деревянных крестов и один металлический. Они как будто прислонились к березе, надеясь найти спасительную прохладу в тени посреди раскаленной солнцем равнины. Здесь, в чистом поле, куда не так часто забредает селянин, вдруг решивший сократить дорогу в соседнее село, нашли свою гибель 94 человека из разных стран и городов. Объединило их одно – координаты места смерти.
34 года назад, в мае 1985-го, стояла дождливая погода, обычная для Львова и области. В села, окружившие районный центр Золочев, съехались из городов местные жители. Как многие другие, селяне уезжали в города на работу – вкалывали на заводах с понедельника по пятницу, жили в общежитиях и на съемных квартирах. На выходные они возвращались – сажать картошку, сеять кукурузу и пшеницу, потом – убирать урожай.
Так было и в тот раз, но с одним отличием – посеять ничего не удалось. Поля и огороды превратились в болота из-за ливня, не утихавшего несколько дней. В эту мягкую землю в майский полдень почти до самого хвоста вошел военный Ан-26, на котором на торжественный парад к 40-й годовщине Великой Победы летели генералы с детьми. В нескольких километрах от места крушения военного самолета упал пассажирский Ту-134, который нес в летние отпуска и к родным местам граждан разных республик Советского Союза. Среди них была и молодая мама двух детей из Добромыля Львовской области. Тогда она носила под сердцем третьего ребенка.
- Эта женщина вместе с мужем жила в Таллине, а на майские праздники летела домой. У нее был билет на самолет во Львов - отсюда до Добромыля рукой подать, - рассказывает "КП" в Украине" Василий Леськив из Золочевского района, который стал свидетелем крушения самолетов и возил тела погибших в морг. – Муж ее буквально впихнул в самолет с младшим ребенком двух или трех лет. Она не хотела лететь, плакала… Сам отправился на следующий день со старшим пятилетним на поезде – задержался в Таллине по делам. Когда приехал – волосы на себе рвал, что заставил жену с дитем сесть на тот самолет.
Эту историю через несколько дней после авиакатастрофы Василию Леськиву рассказали товарищи в Добромыле – он приехал сюда за паркетным фризом.
- А на следующий день после того, как повозил тела в морг во Львов, нашел в кузове своего ЗИЛа путевку 16-летней девушки – летела отдыхать из Таллина в Одессу. Из Кишинева, куда направлялся самолет после остановки во Львове, у нее был билет на автобус на курорт.
|
Спустя год после трагедии на месте падения военного самолета из груды булыжников выросло огромное металлическое крыло-памятник с красной звездой. Посредине – табличка с выгравированными именами погибших в этой нелепой авиакатастрофе. Почему нелепой? Вероятность такой аварии - как если бы в воздухе столкнулись две мухи. Вины пилотов не нашли – за штурвалами сидели опытные летчики.
В гибели сотни людей обвинили диспетчера, бывшего летчика, недавно прошедшего курсы переквалификации после выхода на пенсию. Он не дожил до своего освобождения – умер в тюрьме.
- А спустя несколько лет, когда начался кризис 90-х, алюминиевое крыло спилили и сдали на металлолом, - рассказывают в местном сельсовете. – Кто это сделал – неизвестно, никого не поймали. Как и не нашли крыла. Вскоре на его месте появилось новое такое же. Его уже никто не трогал.
Там же, где упал пассажирский лайнер, появилось несколько символических могилок – крестов с портретами погибших.
3 мая 1985 года Петр Звягин оставил свою жену и дочку в Таллине и сел на самолет в Кишинев – спешил к больной маме. Ему сообщили о ее плохом самочувствии.
- Папа был родом из Молдавии, город Слободзея (недалеко от границы с Украиной. – Авт.), - рассказала "КП" в Украине" дочь погибшего Петра Звягина Елена Андриянова. – Я не полетела с ним, так как в это время были экзамены. Наверное, повезло мне.
Елена с матерью узнали о гибели отца уже на следующий день. Мужчине было всего 36 лет. Кстати, вот уже 34 года, как Елена ни разу не ступала на борт лайнера – с момента гибели отца она не может преодолеть страх самолетов.
- Поверить в его гибель было невозможно. Только на похоронах я осознала, что произошло что-то страшное, - говорит Елена. – Вспоминаю о папе очень часто, представляю, как было бы здорово, если б он был жив. Он был замечательным. О таких людях говорят "душа компании". Играл на гитаре и пел, много читал. Его уважали на работе – он работал на судоремонтном заводе. Был интересным собеседником. Я не знала, что на месте крушения также есть фото погибших. Говорят, от судьбы не уйдешь. Кто-то погибает на земле, а кто-то в небе. Но с 1985 года я не летаю на самолетах.
|
Об этих символических могилах мало кто знает, а из тех, кто знает, лишь немногие о них помнят. С годами ветшают кресты, символические холмы давно сравнялись с землей, уже ставшие старыми березы угрожающе нависают над памятным местом. Их посадили родные погибших – иначе найти кресты посреди кажущейся бескрайней равнины было бы слишком сложно. Они находятся справа примерно в километре за тракторной бригадой на краю села. Тогда трактористы, увидевшие падение Ан-26, первыми рванули на место. Но территорию быстро оцепили военные – никого уже не пускали. А о крушении пассажирского лайнера и вовсе узнали спустя годы – тогда трагедию держали в тайне, не хотели омрачать 40-ю годовщину Великой Победы.
В высокой траве в тени березы лежат ранее прикрепленные к крестам портреты – спустя годы снимки, на которых погибшие в авиакатастрофе навсегда остались молодыми, "осыпались" с крестов на землю. Среди пассажиров, нашедших свою смерть в небе, – супруги Чумак, взявшие в полет дочку Олю. Малышке не было и года. Местные говорят – тогда из разваливающегося в воздухе лайнера молодая женщина выбросила ребенка. Надеялась спасти: хоть как-то покинуть лайнер в страшный момент катастрофы было единственным шансом на жизнь. Малышку люди нашли в поле – говорят, она еще дышала.
- Такие маленькие дети выживают в страшных авариях в отличие от старших, - почему-то верят в эту ничем не подтвержденную версию в селе. – Верили, что выживет и это дитя.
Поначалу родные жертв авиакатастрофы каждый год приезжали на это место. В последние годы никто не появляется. За крестами и символическими могилками никто не следит.
В сельсоветах окрестных сел, на территории которых тогда разбросало обломки самолетов, этим также не интересуются. Иногда скашивают траву.
- Раньше там была протоптанная дорога к тем символическим крестам, - говорят в одном из сельсоветов. – Теперь же все заросло. Туда никто не ходит. Да и пройти можно, лишь когда сухо. Когда дождь – сплошное болото. Как в тот день, когда самолеты столкнулись. Там болотистая местность, мягкий грунт.
- Я был там один раз – ровно через год после столкновения самолетов, - рассказывает нам Василий Леськив. – Увидев, какой памятник отгрохали погибшим военным, мы с товарищами сели в машину и поехали посмотреть – а что же на том месте, где погибли гражданские? Там застали с десяток родных погибших… Они как раз посадили здесь две березки и поставили кресты с портретами. Узнав, что я возил тела их родственников в морг, люди бросились ко мне – а что, а как? Думали, что их родных после смерти швыряли на грузовик абы как… Успокоил – все аккуратно было. Тела на пяти ЗИЛах возили во Львов до самого утра.
К памятнику военным каждый год выезжают из воинской части в Золочеве. Некоторые из этих служащих в 85-м оцепляли территории, не пуская гражданских на место гибели генералов. Здесь всегда чистенько, порядок.
- Каждый месяц здесь проезжаю, смотрю, чтоб все было в порядке, - отметил "КП" в Украине" глава одного из соседних к месту падения самолета сел.
Жаль, но смотрят за тем, за чем и так следят военные. Небольшой мемориал гражданских сейчас можно отыскать на кажущемся бескрайним поле только благодаря разросшейся высоченной березе.
|