Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Некому управлять, некому контролировать: почему украинские дороги превращаются в трассы смерти

Некому управлять, некому контролировать: почему украинские дороги превращаются в трассы смерти
Фото: Фото: Соцсети

В Одесской и Житомирской областях трехдневный траур. А почему не по всей Украине? За два выходных дня на дорогах нашей страны погибли 49 человек, 160 получили травмы. Такой страшной цифры в хрониках дорожно-транспортных происшествий еще не было. И это не роковое стечение обстоятельств, не парад планет, не затмение. Это следствие политики, которая проводилась, а точнее - не проводилась в сфере дорожной безопасности. 

Поплачем и забудем до следующего раза 

Первая массовая гибель зафиксирована в субботу, 21 сентября, между селами Новая Долина и Прилиманское Одесской области. В заполненную людьми маршрутку на полном ходу врезался грузовой фургон. Пришло воскресенье, и похожая авария случилась под Житомиром. 

В автобусе, на котором возвращались с отдыха в Карпатах работники местного трамвайно-троллейбусного управления, спустило колесо. Водитель остановился, чтобы поставить запаску, часть людей вышли подышать воздухом, и в эту группу вонзился грузовик с цистерной топлива. Тоже девять погибших на месте, еще одиннадцать человек в больнице.

Местные жители вспоминают, как подобная трагедия в прошлом году произошла на трассе Киев - Чоп возле села Глыбочица. Тогда много говорили о том, что дорога в ночное время не освещена, что нет полиции, то есть ни одного сдерживающего фактора, что ночные перевозки вообще никем не регулируются.  Поговорили и - забыли.

- В сегодняшней трагедии виновны многие: полиция области, губернатор, который отвечает за освещение трассы и ситуацию с покрытием дорог, Автотранс, пустивший на самотек ночные перевозки, старший автобуса, не проконтролировавший время отъезда домой, и многие другие должностные лица, - считает журналист из Житомира Виктор Шуляр. 

Будет ли "разбор полетов" в этот раз? Может быть, да, может - нет. Но очень большая вероятность, что снова все забудется - до следующей трагедии. 

Умников много, а отвечать некому

В Киевской области траура нет, здесь погибших трое. Но ситуация похожая - фургон, водитель не справился с управлением, врезался в пассажирский автобус. 

ДПТ в Черниговской области вроде бы не вписывается в общую картину: четверо подростков погибли по собственной беспечности - взяли покататься дедов автомобиль и съехали с мокрого склона в дерево. Но эта трагедия укладывается в общую картину аварийности, которая возрастает из года в год.  

- Можно анализировать много факторов - плохие дороги, плохое освещение, низкие штрафы за нарушение ДТП и так далее. Но я считаю нерешенными две основные проблемы, - говорит эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев. - Первая и самая главная - это отсутствие системы государственного управления вопросами дорожной безопасности. У нас много министерств, которые отвечают за свой участок. Решения, которые там принимаются, зачастую не согласуются друг с другом и даже друг другу противоречат. А единого государственного координирующего органа нет.

Речь не идет о создании нового министерства с бесконечным штатом и накрутками к зарплатам, подчеркивает Владимир Караваев.

- В европейских странах, не поверите, в таком органе работают в среднем 28 человек, - говорит эксперт. - Где-то он называется агентством, где-то национальным бюро, дорожной администрацией, не важно. Суть в том, что в нем концентрируются, анализируются все риски и формируется государственная политика по их преодолению. 

…а в воскресенье - столько же под Житомиром. 

От вас деньги - от нас права 

Вторая острая проблема - это компетенция водителей. 

- За последние 20 лет водительские права получают от 400 тысяч до 500 тысяч человек в год. Все они обучаются в автошколах, но этот процесс никто не контролирует. А происходит так, что для удобства слушателей лекции назначаются на вечернее время. Кто-то устал, кто-то не успел с работы. Не прослушав лекции, не получив теории, человек начинает учиться вождению. Чтобы получить хорошие навыки, нужно минимум полгода. У нас на обучение отводят три месяца, а то и меньше, чтобы была большая пропускная способность, - констатирует Владимир Караваев. 

В Украине десятки тысяч автошкол, конкуренция огромная. Чтобы выиграть слушателя, школы вынуждены демпинговать и подстраиваться под клиентов. В итоге человеку обещают, что за 6-7 тысяч гривен он гарантированно получит права, и выдают их, закрыв глаза на качество подготовки. И так с каждым годом мы получаем все больше водителей, которые элементарно не знают правил дорожного движения, но активно участвуют в нем.

- Вот, к примеру, остановка для смены колеса. Очень мало водителей знает, что правилами рекомендовано съехать с полосы движения. Если такой возможности нет, нужно включить аварийные сигналы, - отмечает эксперт. - Очень часто водители этого не делают.

Лихача никто не остановит 

И все же коснемся третьей темы - расформирования ГАИ. Какой бы коррумпированной ни была эта служба, но она худо-бедно выполняла свою роль контролера. Водители боялись встретить инспекторов на дороге, просчитывали, где могут быть "засады", и снижали скорость, опасались идти на рисковые обгоны. 

Теперь давно очевидно, что новая патрульная полиция не справилась с функцией наблюдателей за безопасностью. Максимум, что она может - это оформить ДТП, и то с ошибками.

- Выезжая за город, я могу делать, что хочу, - говорит водитель с 20-летним стажем Игорь Суворин. - Меня никто не одернет, не остановит, не потребует взятку. И это пугает, когда видишь, как носятся по трассам автобусы, набитые людьми, а рядом грузовики с кое-как закрепленными грузами. Ночью по узким темным дорогам, где двум легковушкам трудно развернуться, двигаются огромные фуры. Вильнет такая неровно - и снесет тебя с трассы к чертовой матери.   

А самое тревожное, пожалуй, равнодушие. В областях, ладно, траур.  А в Украине все хорошо!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Владимир Зеленский отреагировал на смертельные аварии в Одесской и Житомирской областях

Заявление президента появилось вечером 23 сентября. Зеленский выразил соболезнования и поручил правительству следить за расследованием. Также он попросил усилить безопасность пассажирских перевозок.

- Президент Украины Владимир Зеленский выражает искренние соболезнования родным и близким погибших в масштабных смертельных ДТП в Одесской и Житомирской областях, которые произошли в последние дни. Глава государства поручил Кабинету Министров Украины взять на контроль расследование аварий, а также обязал правительство принять необходимые меры для недопущения повторения подобных случаев. Кроме того, Владимир Зеленский указал Кабмину на необходимость включить безопасность пассажирских перевозок в первоочередные приоритеты своей работы, - сказано в сообщении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жертвы ДТП под Одессой: 17-летний Марк ехал в церковь, а 42-летний Андрей спешил в роддом

В Одесской области прощаются с погибшими в страшном субботнем ДТП.

Новости по теме: Аварии аварии с украинцами