21 ноября
Загрузить еще

Жертвы соцсетей или подражатели: все версии жестокой резни в российских школах

Жертвы соцсетей или подражатели: все версии жестокой резни в российских школах
Фото: Один из предполагаемых нападавших подростков. Фото: соцсети

В течение недели в трех российских школах произошли один за другим шокирующие случаи. 15 января двое подростков устроили резню в пермской школе №127, ранив 15 детей и нанеся 17 ножевых ударов учительнице. 17 января, в школе поселка Смольное Челябинской области во время перемены девятиклассник ударил ножом другого. А 19 января в школе поселка Сосновый Бор под Улан-Удэ (Бурятия) ученик 9-го класса с "коктейлем Молотова" и топором напал на 7-й класс, нанеся увечья шестерым детям и учительнице.

По информации российских СМИ, которые ссылаются на источники в правоохранительных органах, следователи склонны видеть взаимосвязь межу этими тремя событиями. И если среднее звено в цепочке можно списать  на сугубо личностный конфликт между учениками, то первое и третье однозначно говорят о подростковой социопатии. Цели и действия школьников из разных уголков большой страны похожи настолько, будто они были в сговоре. 

Установлено, что оба: 16-летний Лев Биждаков – зачинщик резни в Перми, и 15-летний Антон Бичивин – "мальчик с топором" из Бурятии, заранее готовили нападение, искали сообщников и имели похожие увлечения.

Лев был приверженцем субкультуры АУЕ (Арестантское уркаганское единство – подражание повадкам и образу жизни блатного мира. - авт.). Антон мнил себя малолетним расистом, увлекался оружием и культом силы. При этом оба парня испытывали проблемы в семье. Юный пермяк по недосмотру родителей втянулся в наркотики, за что был исключен из школы, а 15-летний житель Соснового Бора, похоже, был в конфликте со своим отчимом-военным, которого СМИ по ошибке назвали отцом.   

- Агрессивность, к сожалению, является отличительной чертой нынешней молодежи, - говорит психолог Илона Рашковская. – Это присуще всем странам бывшего СНГ, но особенно выражено в России, где сильнее развиты различные неформальные течения. Кроме того, нынешнее поколение детей отличается от прежних даже биологически. Они засыпают с сотовым телефоном под подушкой, просыпаются с включенным компьютером. Их психика мобильна, а центры головного мозга, которые отвечают за агрессию, находятся в постоянном возбуждении. Подростки, особенно мальчики, часто мотивированы установками "дать сдачи", "оказаться сверху", "быть сильнее любой ценой". Их так воспитывают фильмы, интернет, а также родители, иногда не отдавая себе в этом отчет.

Сегодня существует несколько версий о взаимосвязи кровавых ЧП в школах.

Влияние соцсетей

Правоохранители РФ предполагают, что Биджаков, Бичивин и участник челябинской резни могли общаться между собой в закрытых группах соцсетей - обсуждать обиды на школу и способы мести. Официального подтверждения этому нет, но есть косвенное.

Администрация "ВКонтакте" в ответ на запрос Минкомсвязи РФ сообщила о том, что удаляет материалы и блокирует группы, где обсуждались темы насилия в школах. Значит, такая тема  была актуальна.

Призрак "Синего кита"

После нападения на детей и учителей оба - Биджаков и Бичивин - пытались покончить с собой. В сети пишут, что мальчики сами могли оказаться жертвами организаторов нового тайного сообщества, которое пришло на смену "Синему киту". То есть, неизвестные снова доводят детей до самоубийства, но таким образом, чтобы они захотели перед этим "возвыситься" и снискать себе славу кровавыми поступками.

- Такие сообщества теоретически  могут существовать, в соцсетях проводится много бездушных экспериментов над людьми, - отмечает психолог Ирина Ковальская. – Но тут мы скорее видим не желание погибнуть, а демонстрацию желания поступить "назло", которое присуще подросткам с нестабильной психикой. Мальчики сделали больно сначала другим, потому что те их обижали, а потом – себе, как бы искупая этим свой поступок. Подсознательно такие дети хотят, чтобы их пожалели.

Подражатели

Происшествия в российский школах с большой вероятностью являются эхом событий, которые потрясли мир 20 апреля 1999 года. Тогда два ученика школы "Колумбайн" (штат Колорадо) Эрик Харрис и Дилан Клиболд расстреляли в своем учебном заведении 37 взрослых и детей. 15 получили смертельные ранения. Оба террориста покончили с собой.

Исследование, проведённое ABC News в 2014 году, показало, что по меньшей мере 17 нападений и 36 подготовок к убийствам в школах США и других стран были совершены в продолжение "подвига" Эрика и Дилана. Два случая нападения на учеников и учителей в подражание им были зафиксированы в России в 2016-м и 2017-м годах.

По рассказам знакомых известно, что Лев Биджаков из Перми также был поклонником "колумбайнских героев". Антон Бичивин, в свою очередь, мог подражать "подражателю". Или самостоятельно выбрать себе кумиров.

Закон парных случаев

В то же время один из одноклассников Бичивина говорил в интервью, что Антон ничего не знал о поступке Биджакова и его подельника Александра Буслидзе. Дескать, в Бурятии не читают новостей из других регионов.   

- Происшествия действительно могут быть не связаны. Сработал так называемый закон парных случаев, - предполагает ветеран уголовного розыска Олег Левинский. – Он ничем не подтвержден, но с ним хорошо знакомы врачи и криминалисты. В короткий промежуток времени к доктору могут обратиться два человека с экзотическим заболеванием. Или один за другим разными людьми совершаются похожие преступления. К примеру, мало кто задумывается над тем, что с середины 80-х до середины 90-х в Украине орудовали сразу два серийных убийцы – это Анатолий Оноприенко и Сергей Ткач.

Неформально закон парных случаев гласит: если случилось редко повторяющееся событие, то оно обязательно произойдет еще раз - либо одновременно, либо вскоре.

Трудный вопрос

Нужно ли обсуждать случившееся в украинских школах

Учебные заведения Украины, к счастью, не знали таких трагедий, и мы верим, что не узнают никогда. Но случившее в России не может остаться без внимания наших детей, хотим мы или нет. Стоит ли взрослым говорить об этом с детьми и нужно ли посвящать учебные часы обсуждению возможных причин "школьной резни"? Вопрос не простой.

- В педагогических кругах я бы советовала обсудить случившееся в России. Что касается моего субъективного мнения, а у коллег оно может быть другим, то специально заострять внимание детей на инцидентах не нужно. Это может вызвать лишнее возбуждение, подстегнуть к поиску ненужной информации в соцсетях, - говорит психолог Илона Рашковская. -  Но если ребенок сам проявит к теме интерес, если ученики станут задавать вопросы педагогу или тот заметит, что дети обсуждают это между собой, от дискуссии не нужно отворачиваться. Но постараться построить ее на спокойной аналитике, а не на одних эмоциях.

Также психолог в который раз советует родителям быть внимательнее к своим детям – их настроению, состоянию, кругу общения, интересам.  

Новости по теме: Школы нападение в школе