Загрузить еще

Прокуроры круче колдунов

Прокуроры круче колдунов
Фото: Участник «Битвы экстрасенсов» шаманка Марина Хомушку возле дома, где убили молодую женщину. Фото: Thinkstock

В Апелляционном суде Житомирской области четыре раза рассматривали дело Александра Осецкого. И все решения были разными - от обвинений до оправдания и возврата к прежнему вердикту. Саша дважды выходил из СИЗО и снова подвергался арестам. Устаревшая судебно-прокурорская система - как замкнутый круг, из которого невозможно вырваться.

Явку с повинной выбили силой

Сашу задержали 6 января 2009 года, когда он гостил у родителей в селе Фасова. Вечером он собирался домой к любимой девушке, чтобы вместе встретить Рождество. Но вместо этого провел ночь в милицейских застенках под побоями и градом издевательств.

О том, что стражи закона грубо превысили свои полномочия, позже будет вынесено отдельное определение суда. Но это ничего, получается, не изменит.

Александра Осецкого обвинили в убийстве его бывшей жены Ольги Нижник из села Новая Боровая. Их союз изначально был обречен. Во-первых, разные характеры. Ольга любила шумную, веселую жизнь, а Саша - домосед. Во-вторых, вспоминают жители села с содроганием: первой музыкой, прозвучавшей на свадьбе, стал… похоронный марш. Так мать Ольги хотела почтить память сына, который разбился в ДТП за полгода до бракосочетания своей сестры.

Саша с Ольгой прожили всего полтора года. Разошлись без скандалов и драк. Каждый начал строить личную жизнь, а общий дом, на который обе семьи сбрасывались, решили пока не делить. Там утром 6 января 2009-го Ольгу и нашли в крови. Эксперты насчитали на теле 41 удар ножом. На столе в залитой кровью комнате стоял букет цветов, недопитая бутылка вина, два бокала. Все указывало на то, что женщина вечером 5-го числа была не одна.

На Александра, как на виновника, указали родители Ольги, обвинив его в попытке захватить общую усадебку. Милиция ухватилась за эту версию, не утруждая себя дедукцией. Под пытками молодой мужчина подписал явку с повинной. По старому Уголовно-процессуальному кодексу это было сродни приговору. И он прозвучал в зале заседаний Апелляционного суда Житомирской области: 15 лет лишения свободы.

Александр с Ольгой прожили полтора года. Фото: Канал СТБ

Вину назвали недоказанной

Лабиринты судебной системы могут потягаться в запутанности с лежбищем Минотавра. Верховный суд отменил приговор областного, отправив дело в Володар-Волынский районный суд. Там его около года мурыжили и передали в другой район - Красноармейский.

- В этом суде не только прокуроров, к счастью, слушали, но и наших свидетелей, - говорит мама Александра - Елена Осецкая. - Учли, что вечером 5 января, когда убивали Ольгу, Саша по телефону со своей девушкой разговаривал, и что не видели его в этот день в Нижней Боровой.

Александра выпустили из СИЗО, дело отправили на доследование. Но прокуратура имела возражения против того, чтобы снова начинать работать над уже раскрытым преступлением. И тот же Апелляционный суд Житомирской области направил дело в Житомирский район. Там Саше "подарили" два года, смягчив приговор до 13 лет. Вынесли постановление о повторном аресте.

Поздней осенью 2013-го в Нижнюю Боровую по просьбе матери арестованного приехали участники "Битвы экстрасенсов" вместе со съемочной группой СТБ. Пошаманили, поколдовали…

- Они все увидели правильно! - говорит Елена Осецкая, которая хваталась за любую соломинку, чтобы спасти сына. - Сказали, что в  тот вечер у Ольги в гостях другой мужчина был!

Чудеса или нет, но когда подоспело время апелляции Апелляционный суд Житомирской области, куда дело попало по третьему кругу, закрыл его - за недоказанностью вины Осецкого. Впервые за четыре года были внимательно изучены результаты экспертиз, по которым отпечатки пальцев убийцы не совпали с отпечатками Александра. Его ДНК - с ДНК человека, чьи частички кожи нашли у мертвой Ольги под ногтями.

Саше постановили вернуть изъятую милиционерами одежду, на которой не нашли ни кровиночки жестоко изрезанной ножом молодой женщины. Правы, получается, были колдуны!

И снова мистика

Только прокурорским шаманы не указ. Оправдание подсудимого - это выговоры, а то и понижение в должности за плохую работу. В высший суд полетела жалоба. Итог ошеломил Сашу, который уже расправил на свободе плечи, нашел работу и чувствовал себя человеком, который знает: справедливость есть!

- Высший специализированный суд отменил оправдательный приговор с выводом, что дело недостаточно исследовано, - говорит адвокат Осецкого - Валентина Волынец. - А в Апелляционном суде Житомирской области больше и не стали исследовать. Просто отменили оправдание и оставили в силе решение Житомирского районного суда: 13 лет.

Несколько недель назад Александра снова взяли в наручники. Только отправили уже не в СИЗО, а прямо в колонию.

P.S. После убийства, пока шли суды, некоему мужчине под электричкой отрезало ноги. Говорят, он кричал: "Это Бог меня наказал!"

Пока длились разбирательства, в доме родных убитой еще дважды играл похоронный марш. Сначала скончался ее отец, а потом и мать. На кладбище теперь четыре могилы.

Александр Осецкий в который раз ждет решения высшего суда, куда его адвокат направила кассацию. Надежда осталась. А вот веры очень мало. 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

- Я лично знаю несколько таких дел, которые ходят по кругу, - говорит правозащитник Татьяна Яблонская. - Это говорит о чрезвычайно низком качестве судебного следствия. А самое главное - о том, что прокуратура не желает отказываться от обвинения, даже если оно ничем не подкреплено. 

Именно эту практику должна сломать реформа.

И еще важный момент: бедная страна не должна позволять себе такие дорогостоящие дела, где за непрофессионализм судей и прокуроров расплачивается как государство, так и сам человек.